Свои козыри

Анатолий Голубев| опубликовано в номере №1114, октябрь 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Итак, наш первый и главный козырь — скорость.

Техника

Когда речь заходит о хоккейной технике, стало уже дурной традицией вспоминать, как на заре нашего хоккея первые энтузиасты не могли оторвать шайбу ото льда, а ныне... Прогресс в техническом арсенале сегодняшнего хоккея просто несоизмерим с показателями тех далеких лет. И дело совсем не в том, что нынешние виртуозы клюшки поражают воображение зрителей трюками, подобными знаменитому фирсовскому «клюшка — конек — клюшка». Техническая оснащенность сборных, как показал Московский чемпионат, стала всеобъемлющей. Даже команды-аутсайдеры показывают добротный уровень ведения шайбы и паса. Но их беда в том, что добротность этой техники рассыпается прахом, сталкиваясь со скоростной игрой.

Мы видели длинные и точные пасы шведов, и филигранный дриблинг ветерана шведской сборной Стернера, и изумительную легкость владения шайбой Недоманским. Отличительные черты виртуозной техники угадывались в игре и менее именитых. Сегодня уже трудно говорить, рассуждая об играх чемпионата мира, что кто-то что-то умеет, а кто-то что-то нет. Ныне все умеют все. Особенно это справедливо звучит в отношении Московского чемпионата, который выдвинул на первый план игрока-универсала, способного вести одинаково успешно борьбу как в нападении, так и в защите.

Прежде грамотно мыслящий вратарь, обладавший острым глазом, мог через пяток минут игры с незнакомой командой точно определить степень опасности для ворот со стороны того или иного игрока. На московском льду даже мудрецам вроде Лефквиста сбрасывать со счета любого соперника означало допускать ошибку. Как часто из глубины своей зоны в атаку бросались защитники, выстреливая шайбу с такой силой, что жалобно стонал пластик заградительных бортов! А под их броски самоотверженно ложились не только защитники, коим законы амплуа предписывают грудью преграждать путь шайбе, но и нападающие, оттянувшиеся в защиту.

Хоккейная техника — штука капризная. Она очень чутко реагирует на общую подготовленность каждого игрока и команды в целом. Не бывает техники универсальной — пригодной как для тихой игры, скажем, защитной, так и для стремительной борьбы, на пределе физических возможностей. Что приемлемо для тихохода, почти невыполнимо на высокой скорости. И наоборот, приемы, кажущиеся сложными при высоких скоростях, при медленном катании не дают никакого эффекта.

Вот почему технический рост современных хоккеистов так замедлен. Он напоминает работу альпиниста на отвесной скале — надо забить не один крюк, прежде чем удастся продвинуться вверх хотя бы на метр.

Глубокое осознание этих истин отечественным хоккеем, успешное применение их на практике сделали возможным экспорт наших хоккейных тренеров. Каждое такое приглашение — свидетельство появления в мировом хоккее авторитетной школы, чьи достижения покоятся на прочной основе успехов нашей сборной. На памяти у всех победа польской сборной, ведомой советским тренером Анатолием Егоровым, над многоопытной командой ФРГ. В полной азарта, еще не очень мудрой молодой команде Польши мы увидели не столько технический блеск (хотя некоторые ее игроки показали высшую техническую грамотность), сколько весомую заявку на стиль современного хоккея. В сравнении с западногерманской сборной польская команда выигрывала прежде всего своей перспективностью.

Польских спортсменов приятно отличали от их основных соперников задатки современного хоккея, что, несомненно, заслуга советского тренера.

В этом признании нет ничего зазорного для польского спорта, как и опасного для советского хоккея. Просто великая идея социалистической интеграции нашла свое конкретное воплощение и в спортивной сфере. Вспомните фурор, произведенный кубинскими боксерами на Мюнхенской олимпиаде. Их тоже готовил советский тренер.

Итак, техника. Она многолика и едина. Она распадается на технику катания, технику владения клюшкой и технику силовой борьбы. Только при наиболее гармоничном слиянии такого триединства рождается игрок, которым может гордиться не только страна, но и хоккей в целом. Игрок становится символом — «эпоха Боброва», «эпоха Фирсова»...

Рассуждая о технической оснащенности современного и, в частности, нашего хоккея, Аркадий Иванович Чернышев говорил:

«Есть ряд преимуществ и у профессионалов. Мы, пожалуй, уступаем им в накатанности. Они более точны при игре в пас, особенно в длинный пас. Сила и точность их бросков поразительны. Канадцы лучше ведут борьбу при вбрасывании, имеют некоторое превосходство в силовых единоборствах».

И все-таки, глядя на игру канадских профессионалов, не говоря уже о любительских командах других стран, приезжавших в Москву, мы отмечали разительный разрыв между техническим уровнем игроков разных пятерок, а то и одной. Лидер — и довески. Создавать ровную, эшелонированную команду — главное направление работы наших тренеров, во главе которых долгие годы идет Анатолий Владимирович Тарасов. Оно помогает менять состав в ходе подготовки к последующим боям, позволяет избежать того болезненного периода, когда одна команда уже исчерпала свои возможности, а другая еще не родилась.

На Московском чемпионате советская сборная показала высокограмотную техничность, помноженную на высокую скорость катания и уверенность в силовых поединках. О последнем стоит сказать особо. Суть силовой борьбы не в том, чтобы заставить игрока кувыркаться в воздухе. Надо остановить атаку соперника, прервать комбинацию, отобрать шайбу самому или предоставить эту возможность своему коллеге, чтобы начать ответную атаку.

Правда, нередко игроки забывают в пылу борьбы об этой главной задаче, и тогда на скамейке штрафников не найти свободного места. Московский чемпионат установил своеобразный рекорд: в матче Швеция — Финляндия на скамейке сидело шесть оштрафованных.

Я убежден, что только отсутствием достаточной прочности технического арсенала объясняется вынужденное систематическое обострение игры, нередко переходящее в драку.

Сборная команда СССР убедительно доказала, что и второй козырь современного хоккея — техничность — находится у нас на руках.

Выносливость

Как часто в решающих матчах можно было наблюдать идентичную картину: упорнейший поединок, идущий с переменным успехом, внезапно ломался — и перед зрителем на льду как бы оказывалась только одна команда. Вторую же, лишь минуту назад потрясавшую зрителей своим мастерством и мужеством, словно незаметно подменили. Чаще всего «подмененными» оказывались соперники сборной СССР.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены