Суть политического воспитания

М И Калинин| опубликовано в номере №927, январь 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вы понимаете, что я хочу сказать! Бывает так: соберется человек пятнадцать в обществе и один занимает всех. А есть такие люди, которые, попав в большое общество, только сидят и слушают, что говорят другие, сами же никакой активности не в состоянии проявить — их присутствие или отсутствие для общества совершенно безразличны. Но комсомол хочет, чтобы его члены были полноценными, полновесными людьми в обществе.

Я понимаю, что бывают очень ценные люди, целиком посвятившие себя какой-нибудь отрасли науки, литературе, искусству и т. д. Но это, конечно, не массовое явление, а единицы. Если в вашей среде имеется какой-нибудь выдающийся скрипач, то ясно, что он очень ценный человек и вы его используете по его специальности, как скрипача. Мы же говорим сейчас не об этих людях, а об обыкновенных, средних людях. И эти средние люди должны быть безусловно полноценными, разносторонне развитыми людьми.

Существует такое слово — «светскость». Оно принято в высшем буржуазно-чиновном мире. Но оно не совсем эквивалентно тому, что я хочу выразить. «Светскость» — это обладание поверхностными знаниями, определенными традиционно установленными формами в общении людей и чисто внешним лоском в манерах обращения. «Светский» человек в состоянии поговорить обо всем, но поверхностно.

Комсомол же хочет сделать своих членов не «светскими», а разносторонне развитыми и по-настоящему культурными людьми. Это необходимо потому, что сама политическая деятельность требует от комсомольцев чуть ли не универсальных знаний...

Комсомолец как политический работник обязательно должен быть развитым человеком. И тем более требуется от него разносторонность развития теперь, когда борьба между демократией и реакционными слоями разгорается все сильнее и сильнее во всем мире. Рабочий класс теперь отвоевывает себе там положение, делается руководителем борьбы за демократию в ряде стран.

Нет такой сферы деятельности, в которой нельзя было бы воспитывать молодежь в коммунистическом духе. Дело только в том, как подойти к тому или иному вопросу, чтобы из простого, если можно так сказать, естественно-жизненного действия получился политический результат... Комсомол оперирует не в безвоздушном пространстве, а ему приходится иметь дело с массами людей, у которых разные запросы. Й все эти разнообразные запросы и стремления надо использовать в интересах общей политики комсомола.

Если бы вы стали развивать эти положения перед какими-нибудь либералами, то они, вероятно, возразили бы вам, что вы, мол, говорите о всестороннем развитии людей, поощряете их склонность к художественной самодеятельности, самообразованию, спорту и т. д., а на самом деле ваше стремление сводится к одной цели — все эти элементы вы используете для развития коммунистической мысли, для воспитания коммунистического мировоззрения. Короче: они сказали бы вам, что вы интересуетесь не всесторонностью развития человека, а использованием стремления к этому как средством для достижения своих политических целей. Но это, конечно, недобросовестный упрек и вы всегда на него можете ответить, что вы-то и стоите за действительно разностороннее развитие человека, за повышение его производственной квалификации, за развитие его интеллектуальных способностей, за его культурный рост... В развитии всех этих качеств человека ни один класс не заинтересован так существенно, как именно рабочий класс, крестьянство и, конечно, комсомол, как представитель молодого поколения трудящихся. Но мы обогащаем все эти качества внесением в общее развитие человека политического элемента.

...Эта работа требует, повторяю, большого такта и умения, чтобы не получилось как в сказке, когда дурак, встретив людей, несущих покойника, кланялся им и приговаривал: «Носить вам, не переносить». Надо поставить работу так, чтобы каждый выдвигаемый лозунг обязательно попадал в точку.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«В царстве славного Салтана»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его — славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-Лебедь».

Первое утро

Рассказ