Суть политического воспитания

М И Калинин| опубликовано в номере №927, январь 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

НЕДАВНО ИСПОЛНИЛОСЬ ДЕВЯНОСТО ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МИХАИЛА ИВАНОВИЧА КАЛИНИНА, ВЫДАЮЩЕГОСЯ ДЕЯТЕЛЯ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ И СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА.

ВСЯ ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИХАИЛА ИВАНОВИЧА СЛУЖИТ ВДОХНОВЛЯЮЩИМ ПРИМЕРОМ, ДОСТОЙНЫМ ПОДРАЖАНИЯ. НЕСМОТРЯ НА БОЛЬШУЮ ЗАНЯТОСТЬ, МИХАИЛ ИВАНОВИЧ УДЕЛЯЛ МНОГО ВРЕМЕНИ ВСТРЕЧАМ И БЕСЕДАМ С МОЛОДЕЖЬЮ. ОН БЫЛ ЧАСТЫМ ГОСТЕМ НА ФАБРИКАХ, ЗАВОДАХ, В ВУЗАХ, КОЛХОЗАХ. ВСЕ ЗНАЛИ ЕГО КАК ДОБРОГО СОВЕТЧИКА И НАСТАВНИКА ЮНОЙ СМЕНЫ. В МОЛОДЕЖИ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ВИДЕЛ БУДУЩНОСТЬ НАШЕЙ СТРАНЫ.

15 АВГУСТА 1945 ГОДА МИХАИЛ ИВАНОВИЧ КАЛИНИН ВЫСТУПИЛ НА ПРИЕМЕ ДЕЛЕГАЦИИ АНТИФАШИСТСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЮГОСЛАВИИ.

«СМЕНА» ПОМЕЩАЕТ СОКРАЩЕННУЮ СТЕНОГРАММУ ЭТОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.

РЕЧЬ И ФОТОСНИМОК ПУБЛИКУЮТСЯ ВПЕРВЫЕ.

Товарищи, длительная и жестокая борьба югославского народа увенчалась победой. В этой борьбе молодежь под руководством югославского комсомола была впереди. Боролись вы очень хорошо — это всеми признано. Но надо сказать, что славянские народы всегда неплохо боролись, когда в этом была надобность. И это еще в большей мере можно сказать относительно горных славян, наглядным показателем чего является независимость славянских народов, которые сумели отстоять свою национальность в многовековой борьбе с иноземными поработителями и достигнуть независимого государственного существования.

В процессе борьбы с немецкими захватчиками все ваши мысли, энергия и чувства были направлены на разрушение вражеских тылов, на уничтожение живой силы врага, нанесение ему максимального ущерба. Конечно, в это же время в своем тылу вы вели созидательную работу, но она носила ограниченный и подчиненный характер. А теперь ваша деятельность должна принять другой характер. Вы должны восстанавливать разрушенное, строить новое демократическое государство, т. е. приступить к такому делу, которое труднее и сложнее самой войны.

Надо вам сказать, что в начале нашей революции главной опорой советской власти были рабочий класс и комсомол — из этой среды формировались самые боевые части. И когда мы перешли к мирному строительству, наш комсомол всегда шел впереди. Строителями целого ряда предприятий-гигантов, которые вы видели на Урале и в других местах, были комсомольцы. Целый город — Комсомольск — почти целиком выстроен комсомольцами. У нас комсомол явился основной базой для создания квалифицированных кадров.

...Нужно обратить серьезное внимание на воспитание молодежи. Комсомол — это не просто молодежная организация. В отличие от других молодежных организаций, эта организация носит название КОММУНИСТИЧЕСКОГО союза молодежи. Правда, члены комсомола — это еще не коммунисты. Но, с одной стороны, комсомол имеет самую тесную связь с коммунистической партией, работает под ее руководством и является ее помощником. А, с другой стороны, комсомол готовит членов партии. Ни одна организация не дает столько членов в партию, как комсомол. Понятно поэтому, какое значение имеет правильное политическое воспитание комсомольцев. Если, к примеру сказать, средние учебные заведения подготовляют молодежь к поступлению в вузы, то комсомол воспитывает своих членов, политически подготовляет их к вступлению в партию.

В чем же суть политического воспитания? Как добиться наиболее эффективных результатов в этой области!

На первый взгляд, самый простой и короткий путь — это учить и воспитывать всех комсомольцев на произведениях классиков марксизма-ленинизма. Казалось бы, что посадить людей за школьную парту и дать им в руки сочинения Маркса, Энгельса, Ленина — это самый простой и короткий путь для того, чтобы сделать людей марксистами, иначе говоря, коммунистами. Но в действительности дело обстоит далеко не так. В действительности этого далеко не достаточно, хотя без изучения теории марксизма-ленинизма из комсомольца не может получиться настоящий коммунист.

Это только один из необходимых элементов, один из важных путей, один из методов обучения и воспитания.

В результате такого обучения люди получают знания, но еще не оплодотворенные и не закрепленные практикой, — более отвлеченные, чем конкретные знания. Настоящее же обучение и воспитание люди получают в школе жизни и повседневной борьбы — в той самой школе, в которой теория марксизма-ленинизма освещает практику, а практика обогащает, закаляет и оттачивает знания, полученные из произведений классиков марксизма-ленинизма.

И вот элементарные основы, я бы сказал зачатки такого обучения и воспитания, дает молодым людям, вступающим в жизнь и включающимся в борьбу. Коммунистический союз молодежи. Комсомол вряд ли может сделать своих членов вполне зрелыми марксистами, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Это может быть достигнуто только в партии, да и то не всеми ее членами. Но если комсомол не может обеспечить своим членам того, чтобы они вполне овладели марксизмом-ленинизмом, то он, безусловно, может обучить и воспитать их так, чтобы в практически-жизненных вопросах и в революционной борьбе они в девяноста случаях из ста поступали политически правильно...

В комсомольских организациях люди из разных слоев: там и рабочие, и крестьяне, и служащие. А вы должны воспитать их таким образом, чтобы из ста членов комсомольской организации, по крайней мере, девяносто подходили правильно в политическом отношении к решению практических вопросов, если и не вполне сознательно, то хотя бы руководствуясь своим революционным чутьем. Вот чему надо научить людей, вот как надо их воспитать.

А как этому научить? Ведь этому нельзя научить только из книг и лекций! Этому можно научить практической комсомольской работой. Поэтому комсомол — это не учебное заведение, не школа, в собственном смысле слова, а политическая организация, в которой каждый человек должен найти для себя нечто его привлекающее.

Одни люди любят музыку, другие — танцы, третьи — спорт, четвертые — науку. И комсомольские организации, воспитывая политически своих членов, не должны упускать из виду эти качественные особенности людей, которые идут в их ряды. Они должны всячески содействовать развитию художественной самодеятельности, спорта, самообразования и т. д. среди своих членов.

И вот, используя все виды работы и даже удовольствий, которых ищет молодежь, — надо уметь неуклонно проводить комсомольскую воспитательную работу, все пронизывать ею, делать это очень осторожно и тактично. Эта задача действительно сложная и трудная.

Ну, скажем, собралась молодежь на свадьбу. Можно ли здесь проводить комсомольскую работу! Можно. Но только делать это надо очень тонко и умело, используя для этого все подходящие обстоятельства. Между прочим, в этом-то и заключается суть политического руководства.

Комсомол не может тем только и заниматься, что пичкать своих членов политикой, проповедовать им голую мораль... Если бы вы стали так поступать, то это была бы не комсомольская работа, а пресвитерианская, поповская проповедь, словно вы задались целью подготовить людей к тому, чтобы сделать из них святош. Нет, комсомол готовит своих членов не к этому, а к тому, чтобы сделать из них разносторонне развитых, жизнедеятельных, активных людей — людей, которые могут быть, что называется, душой общества.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«В царстве славного Салтана»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его — славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-Лебедь».

Первое утро

Рассказ