Строки от сердца

В Прокопенко| опубликовано в номере №868, июль 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Подземный ход, ведший в подземелье под старым домом деда, оканчивался в роще, в десятке метров от откоса. Вход в него был прочно завален камнями.

Выходит, не ошиблась память, не обманули впечатления детства!

Все книги — а среди них было несколько с редкими автографами — мы со старухой-хозяйкой передали в библиотеку. Только томик Тютчева я оставил себе. Пожалел...

«У меня в библиотеке,— писала в Москву 12 апреля 1930 года кубинка Марибланка Сабас Алома,— на самом видном месте стоят книги таких писателей, как Достоевский, Толстой, Федор Гладков, Константин Федин, Плеханов, Катаев, Маркс, Ленин... О России у меня собраны все книги, какие я только смогла достать. Я с огромным интересом слежу за гигантским трудом советского народа. Буду очень благодарна вам за все информационные материалы о русской женщине, об избирательном праве в новой России, системе заработной платы, социальном положении слоев населения, а также по детскому вопросу и т. д.».

К письму приложен список кубинских литераторов, которые хотели бы получать советскую литературу, книги, газеты, журналы.

В 1936 году молодежь Гаваны образовала «группу Маяковского». Вообще поэзия Маяковского— певца и страстного трибуна революции — пользовалась у кубинцев всеобщей любовью. Но, конечно, не только и не столько поэзия интересовала их.

«Большой интерес для нас представляют материалы о пятилетке для переубеждения недоверчивых, о грандиозном марше социалистической родины, которая поможет и нам навсегда избавиться от капиталистической системы»,— говорится в письме Р. Педро Лопеса.

Среди книг, которые авторы писем просят прислать из Москвы, чаще всего называются произведения Ленина и воспоминания о нем, «10 дней, которые потрясли мир» Джона Рида, литература о коллективизации, о пятилетке.

Пятилетка... Пожалуй, нет среди этих писем ни одного, в котором не было бы этого слова. И это не случайно. «Черный понедельник» 1929 года принес нищету и голод десяткам миллионов людей капиталистического мира. Обанкротившиеся предприниматели закрывали шахты, рудники, заводы. Призрак безработицы стал зловещим кошмаром каждой кубинской семьи, каждого батрака и рабочего. Взоры трудящихся Кубы были обращены в эти дни к Советскому Союзу— единственной в мире стране, не знавшей кризиса.

Нельзя без волнения читать письмо простого гаванского рабочего токаря Анхеля Сегура. Скупыми, бесхитростными словами он просил разрешения приехать в нашу страну, чтобы своими рабочими руками строить социалистическую индустрию:

«Прочитав в некоторых книгах, авторы которых посетили СССР, о том, что там требуются техники по разным отраслям промышленности для выполнения великого дела индустриализации вашей страны, я решил предложить вам свои услуги в качестве техника — специалиста по токарному делу...»

Тридцатые годы вписали немало тяжких страниц в историю многострадального острова. Власть в стране захватил ставленник американских монополий, кровавый диктатор Мачадо. Прогрессивные, демократические силы Кубы непрестанно подвергались полицейским преследованиям, расправам, репрессиям. Даже простое упоминание таких слов, как «Советский Союз», «коммунизм», «Ленин», грозило людям жандармской травлей, а то и тюрьмой. Каким несгибаемым мужеством, волей, любовью к нашей стране должны были обладать они, чтобы смело и открыто выражать свои симпатии Советскому Союзу! «Подвергаемся преследованиям, но не сдаемся»,— писали в Москву трое кубинских юношей, сообщавших о своей полной солидарности с идеалами, которыми живет Советский Союз. Они надеялись создать на Кубе Общество по культурным и экономическим связям с СССР и целью этого общества ставили пропаганду «свободы и равенства, которых так не хватает широтам, где процветает империализм». Вот имена авторов этого письма: Карлос Фернандес, Мануэль Линарес, Хуан Планос.

Больше всего кубинскую молодежь восхищало невероятно быстрое превращение когда -то отсталой полуколониальной царской России в передовую индустриальную державу мира.

Кубинские товарищи делились с советскими людьми всеми своими радостями м бедами, сообщали о суровых буднях своей героической борьбы:

«Вчера мы отмечали день 1 Мая, но без торжественного собрания,— писал в мае 1931 года Альфонсо Гонсалес.— Во всем городе были расставлены полицейские посты. С глубокой скорбью сообщаю, что во время столкновения с полицией был тяжело ранен наш товарищ, русский по происхождению».

Русский человек в Гаване... Кто он? Мы не знаем ни его имени, ни причин, оторвавших его от родины. Может, один из тысяч русских крестьян, покинувших Россию в начале века из-за непосильной эксплуатации царских чиновников и помещиков и решивших искать счастье за океаном— в «счастливой» Америке?.. Горьким оказалось хваленое американское счастье: заморский рай на поверку оказался адом...

В августе 1933 .года Кубу охватила всеобщая стачка. Она была направлена против тирании Мачадо и против тех, кто ее установил, кто десятилетиями грабил и эксплуатировал народ Кубы,— американских империалистов. «Куба — для кубинцев»— таков был лозунг народа. Американские монополии не смогли спасти своего ставленника — диктатура Мачадо была свергнута, американский холуй бежал из страны...

Советский народ с глубоким вниманием следил за мужественной борьбой кубинских трудящихся. Вот строки из послания рабочего класса нашей страны рабочему классу Кубы— из документа, который когда-нибудь непременно займет свое почетное место в будущем МУЗЕЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОЛЕТАРСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ:

«...Мы рады случаю установления связи со своими классовыми товарищами— сельскохозяйственными рабочими Кубы— и готовы поделиться с ними своими успехами.

..Лишите нам, товарищи, о вашей борьбе, о вашей организации, о положении рабочих...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Гианэя

Научно — фантастический роман. Продолжение. Начало см. в №№ 11—13. 7