Станция «война»

Эдуард Бабаев| опубликовано в номере №1256, сентябрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Станок протекает, – сказал я. Шумов махнул рукой:

– Это так и должно быть.

И объяснил мне, что даже сталь устает, накаляется, и нужна обтекающая ее вода, чтобы она не перегрелась и не сломалась.

Сталь и вода, твердость и податливость – я впервые видел эту мудрую механику резьбы.

Второй колосник был гораздо легче. Он сразу стал на место, и тиски прилипли к его бокам. Сверло прошло через металл с легким шорохом и скрипом. Влага сочилась через свежее отверстие. Работа получалась, шла. мотор гудел...

За вторым колосником последовал третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой. От напряжения слегка подрагивали руки. Во рту пересохло от жары и пыли. На минуту я выключил мотор и пошел к баку напиться.

Кружка на стальной цепочке гремела, но я не слышал этого, потому что вся мастерская была наполнена гулом моторов.

Когда я выпил две кружки воды, мне показалось, что на моем лбу сразу выступило семь потов. Влага застилала глаза, и я вытирал ее платком, и платок сразу потемнел от влаги и пыли. Даже ржавчина на нем откуда-то взялась.

С этого и начались неполадки. Когда я вернулся к станку, мне показалось, что его мотор звучит как-то иначе, гулко и надсадно. Как только я включил машину и опустил сверло на чугун, она задрожала и зарычала недовольно. Я увидел, что и колосник в тисках дрожит от негодования...

Следующий колосник, несмотря на то, что я, как мне казалось, захватил его накрепко, не то что дрожал, а раскачивался так, что я долго не решался опустить сверло.

С большим трудом, помогая себе коленями, я потянул его повыше и снова завернул тиски. Но лучше от этого не стало. Теперь колосник под сверлом вибрировал, а вместе с ним вибрировал и весь станок. И я не мог понять, отчего это происходит.

Все было в порядке – и станок и колосник на месте. Сверло опускается, как прежде, но белые точечки ускользают от меня. Вибрация передается рукам, всему телу, и унять эту дрожь металла _нег никакой возможности.

Я подумал, что вибрация исчезнет, если резко и решительно опустить сверло на металл. Это была моя первая ошибка.

Сверло покорно опустилось и смело врезалось в металл. Вот оно прошло через первую белую точечку. Но выбрация не угасала, а усиливатась. Сверло вгрызалось в чугун отчаянно, стараясь удержать колосник в неподвижности, но колосник раскачивался. И сверло сломалось.

За спиной у меня стоял Шумов. Он смотрел на меня сердито, сжав губы.

– Сломал? – спросил он.

– Сломал, – ответил я.

– Работа взыскивает строго, – сказал Шумов и достал из инструментального шкафа новое сверло.

Вода обтекала обломок витой стали.

– Закрой глаза, – сказач Шумов. – И вытяни руки перед собой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Дилижанские встречи

С секретарем Центрального Комитета ЛКСМ Армении Фриком Мкртчяном беседует специальный корреспондент «Смены» Валерий Евсеев