«Справа по борту - кит!»

И Бугрова| опубликовано в номере №699, июль 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Гарпунер за десятки метров от судна должен определить разновидность, пол и размеры кита. Если встретится самка с детенышем, ее трогать нельзя. Это строгий закон, которого обязаны придерживаться все охотники за китами. На этот раз все было в порядке.

Охота оказалась удачной: убито восемь китов. Их поочередно подтаскивают к судну, набрасывают канаты на хвостовые плавники и надувают горячим воздухом для придания плавучести.

Восемь месяцев длится китовая путина. Восемь месяцев китобойцы бороздят море - в ясную погоду и в шторм, под жарким солнцем и в холодном тумане. Основное в это время, конечно, промысел. Но на судне, как и в любом коллективе советских людей, не забывают и об учебе, отдыхе.

Электрик Юрий Чечуев едва ли не самый молодой из всей команды. Помимо своих прямых обязанностей, он выполняет важное комсомольское поручение: Юрий - киномеханик «Урагана». Если бы не Чечуев, куда девать вечера, свободные от вахты? Правда, можно посидеть у приемника, почитать книги из судовой библиотеки, поиграть в шахматы.

Но все - таки скучно восемь месяцев в году без кино. Уходя в плавание, каждый китобоец берет с собой десять кинокартин. Встречаясь в пути, суда обмениваются фильмами.

Сегодня Юрий обещал показать «Танкер «Дербент».

Шумят под палубой машины, плещут в наглухо задраенные иллюминаторы волны, жужжит в кубрике киноаппарат. А капитан Владимир Выставкин в это время сидит в своей каюте над картой: надо тщательно обдумать очередной маршрут судна, выбрать район промысла. Задача серьезная, и, по всему видно, так и не удастся капитану сегодня посмотреть кинокартину.

С каждым годом увеличивается добыча китов. Сейчас «Ураган» добывает за месяц столько китов, сколько раньше добывал за целый год.

... Плотный туман обволакивает и берег и море. Рассвет только начинает борьбу с его густыми хлопьями, когда два протяжных гудка доносятся до поселка.

Но поселок Китовый не спит. О подходе «Урагана» знают заранее, и к его встрече все готово. Едва умолкают гудки, как новый звук нарушает предутреннюю тишину: буксирный катер направляется к судну.

Катер идет почти вслепую. Но ждать, пока прояснится, нельзя. Ведь китобоец уже немало часов буксирует свою добычу. Надо поторапливаться.

Катер возвращается, таща за собой двух китов. На слипе уже стоят рабочие. Кита вытаскивают, обмеривают, и сразу же начинается разделка. А около берега на воде десятки тысяч глупышей ждут своей доли. На комбинате их шутливо называют санитарами. Подбирая отходы производства, птицы очищают воду от загрязнения. Глупыши - неутомимые труженики. Они прилетают к комбинату в четыре часа утра и исчезают отсюда только к двум часам ночи. Пищи для глупышей очень много: большое количество неиспользованного сырца еще выбрасывается в море...

На «Ясном» идет борьба за полное использование туши кита. До последнего времени комбинаты получали только жир, соленое мясо и печень. Лишь четвертая часть китового сырца поступала в цехи.

В первые годы существования комбината над этим вопросом не ломали голову: что можно было сделать при той технике?

Но вот сюда стало поступать новое оборудование. Одна за другой пошли на слом печи с огневыми котлами. Им на смену появились автоклавы и пресс - бойлеры. Перестали скрипеть ручные пилы: паровая пила быстро и легко расправлялась с гигантскими костями кита. Длинный ряд огромных цистерн для жира давал наглядное представление о том, насколько увеличился выход продукции. Выросли стены высокого, просторного здания, в котором разместилось несколько основных цехов. Энергию комбинату и поселку дала новая электростанция, а радиостанция связала берег с китобойцами, промышляющими добычу в море.

И вот, когда «Ясный» принял вид современного предприятия, оборудованного новой техникой, китообработчики серьезно задумались над тем, как увеличить, расширить выпуск продукции.

На комбинате хорошо знали, что из кожи кита можно делать седла и подошву, из белковой массы - желатин, клей и шерстяное волокно, из жил - шорные изделия, из мяса усатых китов - пищевые консервы. Правда, технология получения некоторых видов сырья оставалась еще неразработанной. Но ждать, когда этим займутся ученые, было некогда. Уж очень далеки от Итурупа московские научно - исследовательские институты; пока спишешься, и то сколько времени пройдет! Решили искать, пробовать собственными силами.

Душой нового, трудного дела стали молодые, пытливые люди: инженер - технолог Мария Павликовская, инженер - механик Иван Мирошкин, заведующая лабораторией Анна Долгополова. Они возглавили экспериментальную группу.

Были ошибки, были неудачи. Иногда казалось, что все усилия напрасны, но энтузиасты упорно добивались своего. И вот на комбинате наконец построен большой экспериментальный цех, где установлен станок для получения жира холодным способом. Этот станок был изготовлен по проекту курильчан на одном из заводов Большой земли. А в лаборатории уже появились опытные образцы желатина и столярного клея. Начала выпуск пищевых консервов из мяса кита новая консервная линия.

Творческие поиски только начаты. Еще много предстоит сделать, чтобы полностью использовать тушу кита. Еще тысячи глупышей существуют за счет больших отходов комбината. Но скоро им придется искать пищу в другом месте.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены