Сопричастность

Ольга Воронова| опубликовано в номере №1056, май 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Не один Хакимов — многие из самых молодых, только вступающих в искусство художников увлекаются незыблемой плоскостностью и декоративностью миниатюры. Принцип возвышенного рассказа о реальном близок и Камилю Миргалимову: его «Читающий» лежит с книгой на ковре, а за ним расстилается кишлак, прекрасный, как мечта, и, как мираж, поднимаются у домов легкие витые колонки. А Какаджан Оразнепесов переносит на полотно и композиционные приемы миниатюры. В его «Родном селе» не одно, а целое множество связанных единством места и времени действий сюжетов: мужчины собираются на работу, женщины пьют чай, в загоне пасется скот. В декоративности красок, в организационной сложности пространства рождается нарядная, ритмически ясная и изысканная картина.

Ашхабадские художники спорят: правомерен ли в Туркмении внезапно и бурно вспыхнувший интерес к миниатюре? Ведь, несмотря на то, что она была присуща многим странам Востока, в собственно Туркмении ее не существовало. Мне хочется принять сторону художественной молодежи. Туркмения почти на стыке Европы и Азии, и туркменская живопись, начавшая развиваться недавно, привяла в себя многое из западноевропейского и русского классического искусства. Почему же она должна чураться близкого ей по духу, по эстетике, по отношению к миру Востока? Конечно, прямое, некритическое заимствование никогда и никому пользы не приносило, но речь идет не о нем, а об осмыслении и претворении в истинно народных традициях восточной стилистики. Это естественный процесс: искусство всего мира находится в постоянном взаимодействии. Кстати, молодые художники так и понимают свою задачу — они стремятся не повторять уже известное, но внести свой вклад в туркменское искусство, сделать его еще ярче, богаче и разнообразнее.

Сейчас в туркменской молодой живописи окрепла поэтическая стихия народности. Это очень важно, потому что творческий подход к вечно живым жизненным и эстетическим традициям народа обогащает нас не только художественно, но и нравственно: народному творчеству исконно была свойственна активная гуманистическая целеустремленность, такая близкая нашему пониманию жизни и искусства. Талант художника — это не только живописное мастерство, это человечность, совесть, любовь к людям, ненависть ко злу, ответственность перед временем и обществом. В сопричастности душе своего народа, любви к людям и пониманию ответственности перед будущим — залог развития молодой туркменской живописи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

И нужно идти дальше…

С делегатом XXIV съезда КПСС, начальником Главтюменьгеологии, лауреатом Ленинской премии, Героем Социалистического Труда Юрием Георгиевичем Эрвье беседует специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешаков