Сон

Н Плавильщиков| опубликовано в номере №61, сентябрь 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но одинаковая ли работа мозга во сне и наяву? Все мы видели сны и все знаем, что сон и явь - вещи разные. Во сне возможно все невозможное наяву, во сне отсутствует время, логика, нередко просто здравый смысл. Почему? Что мы мало связаны с протяженностью во времени будет понятно, если мы припомним любой из наших снов. Чем особенно богаты сны? Действием, движением. Точно в кинематографе - одно движение. Во « сне» мы не думаем, не читаем. Вот откуда быстрота, с которой текут события во сне. Хлопнули дверью, я проснулся, но за этот короткий промежуток времени (меньше минуты) я успел увидеть целый сон - война, выстрелы и т. д. (результат внешнего раздражения - громкого стука). Нелогичность, нередко прямо вздорность снов - прямой результат неполной работы мозга. Ведь именно клетки высшего сознания особенно много работают днем, в них всего больше скопится сонного яда, они не работают в состоянии сна, а начнут работать - мы проснемся.

Что вызывает тему сновиденья? Этот вопрос разрабатывался и разрабатывается особенно старательно. Можно пока утверждать одно: на тему сна влияют как внешние, так и внутренние раздражения мозга. Много опытов было проделано над спящими людьми. Человек спит, ему подносят к глазам зажженную спичку - он видит сон: пожар; позванивают над ухом ложками - сон: колокольный звон, набат; капают на лоб водой - сон: дождь или жарко, лоб потеет. Сами знаете - тогда снятся « страшные» сны, когда мы лежим на спине (трудно дышать). Работа дня нередко отражается в сновидении: известен ряд случаев, когда математики решали во сне задачи, нерешенные днем, сами мы часто видим во сне как бы продолжение текущего дня. Но часто во сне все это переворачивается « наоборот»: мне очень хочется вы - держать экзамен - сон: я провалился. Я болен - сон: здоров. У меня умер отец - сон: он жив. Почему так? Клетки мозга, особенно сильно раздражение в течение дня, отравятся сильнее, дольше будут « отдыхать», но общий, так сказать, тон работе мозга дан. Работа продолжается и во сне, но взамен утомленных клеток вступили их «антагонисты» - сновидение оказалось « наоборот». Известно, что убийца в первые ночи не видит во сне убитых им людей - соответствующие клетки мозга так раздражены и отравлены, что не работают. Зато позднее они упорно работают в определенном направлении, и убийца начинает чуть не каждую ночь видеть во сне свои жертвы.

Сновидениям нередко приписывают пророческое значение, гадают по ним о будущем. Само собой понятно, что здесь мы имеем дело с грубым суеверием и только.

Оригинальное толкование сновидений дают проф. Фрейд и его ученики. По их мнению, в сновидениях взрослого человека мы имеем прежде всего отражение нашей детской жизни, а затем - половой жизни. Чуть ли не любой сон Фрейд истолковывает, как « половой». В таких сновидениях половые органы, вообще все, что связано с половой жизнью, не выступают явно, нет - все это замаскировано, заменено символами. Число символов - огромно. И, если следовать Фрейду и толковать наши сновидения его методом - любой из нас окажется половым психопатом. Учение о сновидениях Фрейда было разработано на особом материале - на больных истерией. Там, конечно, все, что говорит Фрейд, может иметь и имеет место. Но переносить выводы, полученные от наблюдений над серьезно нервно - больными людьми, на здоровых нельзя. И в этом основная ошибка учения Фрейда.

Итак, сновиденье есть работа клеток мозга, но работа ненормальная, часть клеток участия в ней не принимает. Сновиденье - все равно, что рояль, у которого перерезана часть струн. Вы играете знакомую вам вещь, но не все струны звучат. Получится что - то « особенное», и вы сами не узнаете той вещи, что играли много раз.

Ежедневно наш мозг отравляется; - пусть во время сна отравление ликвидируется, но, ведь, оно было. Как избавиться от этого самоотравления? Единственный способ - научиться нейтрализовать гипнотоксин. Добьемся ли мы этого когда - нибудь? Будем надеяться. И тогда человек, не знающий сна, сможет по праву сказать: я победил тебя, природа.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены