В этот момент к нам подошел «приятель Цакиг» - охранник, отличавшийся особой жестокостью. С ним был один русский, по фамилии Димитриев, член русской фашистской организации в Берлине (ФОНД). Он жил в Бранденбурге под видом «заключенного». На деле этот «заключенный» имел полномочия избивать узников-антифашистов, в частности евреев.
На моих глазах началось страшное избиение Мюзама. Его били в живот, колотили ногами, дергали за бороду и волосы. Затем они заставили его вылизывать языком грязную воду. Они гоняли измученного Мюзама, обливавшегося кровью, вверх и вниз по четырем лестницам, причем охранники изо всех сил стегали его вениками и били ногами...»
Другой очевидец сообщает мне:
«Вечером 12 октября 1933 года загрохотал засов железной двери.
- Смирно!
Мы вытянули руки по швам. Вошло двое вахмистров.
- Мюзам, выйди.
Один из вахмистров, широкоплечий великан, держал в руках экземпляр фашистской газеты.
- Мюзам, здесь статья о тебе. Он обратился к нам:
- Оказывается, среди нас находится важная персона. Мюзам, где ты был в 1919 году? В Мюнхене? Ты был там министром? Эрих Мюзам спокойно ответил:
- В 1919 году я был в исполнительном комитете Мюнхенской советской республики.
- Что вы там делали?
- Мы отстаивали пролетарскую революцию.
- Вздор! - закричал вахмистр и ударил Мюзама по щеке. - Ты велел расстрелять 22 заложника, свинья!
Эрих зашатался и упал. Вахмистры прыгнули на него. Потом они подняли его и стали издеваться.
- Что ты делал в Мюнхене? - кричал вахмистр.
Дрожащим голосом Мюзам ответил:
- Когда расстреливали 22 заложника я был далеко от Мюнхена, в тюрьме, куда меня посадило тогдашнее баварское социал-демократическое правительство.
На Мюзама снова посыпались удары».
Тот же очевидец называет 24 октября ужасным днем.
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.