Штурм атомного ядра

В Е Львов| опубликовано в номере №261, сентябрь 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Жолио берет металл бор и, обстреливая его альфа - частицами, загоняет в его ядро (состоящее из 5 протонов и 5 нейтронов) два добавочных протона и один нейтрон. Получается новое и опять - таки никогда не существовавшее в природе ядро, насчитывающее 7 протонов и 6 нейтронов. Возникает тем самым новое и невиданное никем вещество, химически неотличимое, между прочим, от азота (изотоп азота), но более легкое, чем последний.

Весь интерес «нового азота», полученного Жолио, повторяю, в том, что в его атомных ядрах (так же как и в «гелий 3», спланированном, но еще не полученном И. В. Курчатовым) больше протонов, чем нейтронов. Ядра эти, как и следовало ожидать, неустойчивы (иначе они наблюдались бы в природе). Едва успев сформироваться, ядра «нового азота», сотрясаемые внутренними разрядами энергии, начинают разваливаться одно за другим. «Обвал» ползет лавиной от ядра к ядру, и спустя полчаса не остается налицо ни одного целого атома.

«Новый азот» (Жолио назвал его «радиоазот») оказывается радиоактивным элементом. Какие же частицы он выбрасывает? Фотографические снимки, заснятые в вильсоновской камере Ф. Жолио, не оставляют сомнений. Позитроны! Радиоазот извергает потоки не электронов (ибо те застревают внутри «развалин» ядра), а чистых позитронов.

Рано говорить еще о применении этих открытий в чисто практическом отношении. Но одно, что можно уже сказать после январских опытов Жолио, - это то, что физика получает в этих опытах неограниченную, сказочную власть над материей.

Штурм ядра вступает в свою высшую фазу. Советская физика идет в авангарде этого штурма.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Право на одиночество

Записки «индивидуалистки»

За равноправие в мелочах быта

Обсуждаем письмо Евстигнея Охмуряева «Спрячьте деньги, я заплачу» («Смена»№ 6)