Право на одиночество

Ел Кононенко| опубликовано в номере №261, сентябрь 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Записки «индивидуалистки»

... Ночь. Наша квартира молчит. Я недавно вернулась. Пришла фантазия побродить одной по городу. Я еще никогда не бродила по городу одна да еще без определенной цели. Как хороша вечером Москва. Словно впервые я ее увидела. Шагала по улицам, не узнавала их. В самом деле, всегда куда - то спешишь, некогда смотреть по сторонам. Или гуляешь с целой гурьбой товарищей, болтаешь, смеешься и тоже ничего не замечаешь. Прекрасен вечерний город. Асфальт затоплен лунным светом, а глаза у людей - блестящие. Эта прогулка наедине с собой освежила мозг.

Добралась до центра. На площади Свердлова много света и везде продают цветы: лиловые ирисы, белые левкои, тюльпаны. Точно праздник. Стояла под фонарями и разглядывала конницу на Большом театре. А по радио громко известили о том, что сейчас будут передавать «Баркароллу» Рубинштейна. Я еще плохо знаю музыку. Играли что - то очень хорошее. Стояла, смотрела на конницу, на светофоры и слушала музыку. Какие - то ребята и девушки прошли, посмотрели на меня я засмеялись. Наверное они подумали, что я провинциалка, в первый раз приехала в Москву, и вот глазею по сторонам. А я и впрямь точно первый раз все это видела. Потом опять кто - то прошел и засмеялся. А один парень в лиловой тюбетейке сказал мне на ухо: «Скучаете, гражданочка?» Тогда я ушла на автобусную остановку и стояла там, будто ждала автобуса. Теперь уж никому это не казалось странным, и я долго так стояла. Проносились, звеня, трамваи, мелькали зеленые троллейбусы и голубые автомобили. Звон трамваев, автомобильные сирены, говор прохожих, музыка - все это смешалось в одно. Потом пошла на Красную площадь. Она меня сильно удивила, даже взволновала: и самая площадь, и светлое небо над площадью, и живое пламя флага. Вообще все. Я несколько раз прошла через площадь и так долго стояла на всех тротуарах и перекрестках, что боялась, не покажется ли это подозрительным милиционеру. Я не могу описать Красную площадь ночью. Природа не одарила меня поэтическим талантом. Но если бы я была поэтом, я написала бы большую поэму о Красной площади ночью. Или если бы я была художником, я нарисовала бы большую картину и там бы все рассказала. Я непременно буду приходить сюда иногда ночью. Потом я пошла куда глаза глядят: бродила по незнакомым улицам и переулкам, даже заходила в какие - то кривые тупички. Шла и думала о многом. О своем и о жизни. Как много выросло в городе новых зданий! И везде шахты Метростроя. А наш - то поселок как хорош ночью! Когда я возвращалась домой, взглянула на него со стороны, и даже сердце замерло, как много огней, как много раскрытых окон, какие высокие дома! Передавали по радио ночную танцевальную музыку, и из многих окон неслись звуки вальса. Я даже расхохоталась: весь наш поселок захлебывался в вальсе. Все корпуса пели, трубили. Захотелось танцевать, я закружилась, так и влетела, кружась, в подъезд. А подъезд был темный, в темноте дремала кошка. В вихре вальса я наступила кошке на хвост, и она отчаянно завопила. Завтра непременно расскажу ребятам о своем ночном путешествии.

... Повздорила с ребятами. Не знаю, кто из нас прав, но я не чувствую себя виноватой. Несколько дней вечером после работы я никуда не хожу с ребятами, а сижу у себя в комнате и читаю. Прочитала Соболева «Капитальный ремонт», а сейчас читаю интересную книжку Перельмана «Межпланетные путешествия - основы ракетного летания». Книжка научная, но очень понятно и увлекательно написана.

Мне доставляет сейчас большое наслаждение уединиться в своей комнате и читать. В комнате у меня теперь очень хорошо, чисто и как - то прохладно. Дядя Степан, наш заводской плотник, сделал мне сосновую полку для книг. На окне у меня стоят левкои. Кровать я покрыла белым покрывалом, которое купила на премию. Пол мою через день. Еще я купила глобус, и в комнате очень славно. После шума в цехе, после бурных собраний хорошо поваляться на диване с книжкой. А иногда даже и не читаешь, а просто лежишь и думаешь. Я ведь всегда жила в общежитии и не знала, что такое «своя комната». Теперь я наслаждаюсь. Вася Цыганков тоже живет один. Он мой сосед. Борис и Абрам - вместе, Бэлла - одна, Ида - одна, Катенька с матерью. Вот и вся наша квартира. Когда нас переселили из общежития в новый дом, все это казалось странным, и первое время мы не могли привыкнуть к тому, что у каждого есть своя комната. Каждую минуту бегали друг к другу, бросали свои вещи то в той, то в другой комнате. То и дело слышался голос Бэлки или Иды: «Ребята, где мой берет? Я пришла с завода и где - то его сняла. Не у тебя? Не у тебя?»

А у Васи Цыганкова, у Бориса и Абрама двери до сих пор настежь, Васька постоянно ищет свои вещи в комнате Бориса. Так вот я хочу рассказать, почему повздорила с ребятами. Это началось так. Каждый вечер ребята, даже не постучав, влетит ко мне в комнату и долго сидят. Почему - то любят сидеть именно у меня. Борис играет на мандолине, Ида и Катенька поют, Бэлка роется в книжках. Сидим, болтаем, потом идем всей бражкой куда - нибудь. У меня только два стула, и потому все садятся на кровать, как, бывало, в общежития. Я купила себе белое покрывало. Вася Цыганков уселся на кровать. Я попросила его не сидеть на кровати. Вася обиделся. Он очень вспыльчивый. Наговорил много дерзостей, что я «обмещаниваюсь» и т. д. Меня это возмутило, и я тоже ответила дерзостью. Девчата нас помирили, и мы все ушли на «Чудесный сплав». Но дело - то не в одеяле. На следующий день у меня было настроение посидеть одной. Мне не хотелось, чтоб ко мне приходили ребята. Я первый раз в жизни закрыла дверь на крючок и села читать. Ребята рванули дверь. Потом постучали. Я открыла.

- Ты что запираешься? - спросила недовольно Бэлка.

- Читаю, - ответила я.

- Она боится, что мы ей испачкаем пол, - закричал Борис, - и сомнем ее роскошное покрывало...

Он скорчил гримасу, и все рассмеялись.

- Не бойся, Машенька! - продолжал Борис, - мы будем сидеть на подоконнике. Они уселись на окно.

- Ребята, - оказала я, - мне хочется читать.

- Ну и читай. Мы тебе не будем мешать. Или знаешь что? Читай вслух!

- Бэлка, - сказала я, - тогда я пойду в твою комнату, а вы сидите здесь. Я хочу одна читать. Понимаете, мне хочется быть одной!

Тут и вспыхнула ссора. Абрам стал кричать, что это не по - комсомольски, что я запираюсь от товарищей, что я их выгоняю, и т. д., и т. п. Я ответила, что ничего некомсомольского не вижу в том, что мне хочется побыть одной. Тогда ребята припомнили мне мою ночную прогулку по городу. Бэлка объявила, что я становлюсь «индивидуалисткой», что я отрываюсь от коллектива.

Они все ушли к Бэлке комнату.

Вот уже четыре дня ко мне нарочно никто не приходит. Сегодня в цехе я попросила у Катеньки плоскозубцы, а она ответила: «Надо завести свои».

... Ребята продолжают дуться. Сегодня все пошли купаться на Москва - реку и меня нарочно не позвали. А мне очень хотелось пойти.

... Прочитала «Межпланетные путешествия». Как интересно все это! Неужели наступит такой день, когда небесные корабли - звездолеты понесут нас в другие миры? Жуть, как хорошо! Некоторые математические расчеты, которые были в книге, я не поняла. Надо мне все же заняться математикой. Как много надо вообще знать, чтобы все хорошо понимать. А я еще так мало знаю. Становится страшно, когда думаешь, сколько еще книг не прочитано. А ведь мне уже девятнадцать лет!

Очень увлекла меня эта наука о межпланетных путешествиях. Надо спросить в заводской библиотеке какую - нибудь книгу по астрономии. Как интересно в книге пишется про будущих моряков вселенной, про космических странников. Слова - то какие! Мне даже слова эти нравятся. А вдруг и я когда - нибудь буду космическим странником?!...

Отношения с ребятами улучшились. Вчера все вместе ходили в тир, а сегодня после работы - в кино. Потом вернулись домой и пили на кухне чай. На заводе все хорошо, только второй цех задерживает нам детали. Васю Цыганкова занесли на красную доску. Сама не знаю, почему мне сильно нравится Вася Цыганков.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Планы молодых поэтов

Анкета журнала «Смена»