Штрихи к бамовскому характеру

  • В закладки
  • Вставить в блог

Начни сначала, Все начни с нуля...

Начни сначала... Слава был среди бойцов отряда имени XVII съезда ВЛКСМ, которые «начинали сначала» в забайкальской тайге. Километры и километры просек, километры и километры стального пути. Дни и ночи труда, который сродни подвигу. К 60-летию ВЛКСМ магистраль с большим опережением графика работ придет к западному порталу Байкальского тоннеля.

– БАМ необходим стране, дорог каждый выигранный день. Всегда помним об этом, – говорил Слава тогда, в Иркутске.

Из Москвы, с XVIII съезда ВЛКСМ, делегат съезда Вячеслав Аксенов не вернулся в Магистральный. Он возглавил Всесоюзный ударный отряд, высадившийся на Бурятском участке БАМа. Снова глухая тайга, снова палатка, снова бесконечная лента просеки.

Сегодня отряд имени -XVIII съезда комсомола, подготавливающий многие километры просеки под трассу, под линию электропередач, свою программу-минимум формулирует так: план нынешнего года завершить к юбилею ВЛКСМ. К этому же времени строители Западного участка магистрали, единодушно поддержав инициативу бригады Лакомова, решили на два месяца раньше привести рельсы на границу Иркутской области и Бурятии. Здесь будет воздвигнут обелиск дружбы строителей Прибайкалья и Забайкалья. С этого момента эстафету товарищей понесут по бурятской земле члены отряда, возглавляемого Вячеславом Аксеновым.

Дорога продолжается.

«Заказчик у нас один – пятилетка».

Из доклада начальника управления

«Ангарстрой» В. С. Бондарева на

партийно-хозяйственном активе.

К определяющим приметам бамовца сегодняшнего дня относятся, вне всякого сомнения, деловитость, критичность, глубоко уважительное отношение к продуманной, грамотной организации труда, требовательность к себе и другим, неприятие разгильдяйства.

Судя по проекту, участок Байкало-Амурской магистрали на территории Бурятской АССР – самый сложный. На пятисоткилометровом отрезке пути – вековая тайга, бурные реки, горные вершины, вечная мерзлота и болота. Именно на этом участке предстоит пробить два самых больших тоннеля в стране: почти семикилометровый – Байкальский и вдвое длиннее – Северо-Муйский. В тоннельных отрядах работают опытные люди. Многие из них сооружали метро в Москве и Ленинграде, Баку и Харькове, участвовали в строительстве дорог Абакан – Тайшет и Тюмень – Сургут.

Над самым сложным участком БАМа шефствуют ленинградцы. Прежде чем послать своих представителей на строительство грандиозной магистрали, ленинградский комсомол тщательно отобрал добровольцев. Проверка на звание «бамовец» была строгой, каждому бойцу отряда предстояло пройти «экзамен на зрелость» в условиях, «приближенных к реальным». Вначале были созданы три отряда из кандидатов в строители магистрали. Эти отряды работали в Кингисеппе на объектах «Главзап-строя». Отряд «Дзержинец» возводил складские помещения, «Атлант» был занят на городском строительстве, а «Монолит» выполнял нулевой цикл работ. За два месяца бойцы объединенного отряда «Ленинградец» прошли своеобразную практику Всесоюзной ударной стройки. Ребята узнали друг друга, познакомились в трудных условиях, в работе. Вот почему в отряде не оказалось случайных, непроверенных людей. И никто из них не испугался трудностей, никто не запросился назад.

В нижнеангарске, на таежном «Невском проспекте», мы встретили одного из ленинградцев, проходчика Анатолия Заболотного.

– Наша бригада уже установила рекорд проходки, – сказал Толя, – а если

есть рекорды, значит, из-за нас трасса не задержится.

Летом здесь под ногами красно от брусники – даже жалко ступать. Сочная, налитая, готовая лопнуть ягода так и просится в рот. И зимою брусника всюду – в бамовских столовых, в гостях. Хочешь – посыпь сахаром, хочешь – так ешь...

А вот загадочная строчка в блокноте: «Единственный строитель БАМа с коровой». Рядом записана фамилия. Фамилии называть не будем, а историю все-таки расскажем.

Приехал на БАМ парень из одной, так и хочется сказать, отдаленной деревушки. Хотя, собственно, к европейским центрам страны эта деревушка была гораздо ближе, чем новое место его работы. Но так или иначе, а на большую стройку парень попал впервые. Освоил профессию экскаваторщика, стал бригадиром, женился, родились дети... А с молоком тогда на БАМе трудновато было. Ну, и завел парень собственную корову. Молока она давала немало, но еще больше – поводов для улыбок и шуток. Пришлось-таки расстаться парню с деревенской привязанностью. И так уж совпало, что в это же время вручили возглавляемой им бригаде именной экскаватор. «Вот это по-нашему, – смеялись ребята, – а то корова...» Конечно, именные экскаваторы вручают самым лучшим. И поэтому комитет комсомола послал матери парня специально выпущенную листовку о его трудовых делах. Вернувшись из отпуска, парень рассказал, что мать повесила ее дома вместо иконы.

Разговор в Магистральном: – Ночью холодно было, больше сорока. Зато к вечеру потеплело – не больше тридцати...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сибирская прописка

Беседуют Виктор Воронов, секретарь Иркутского обкома комсомола, делегат XVIII съезда ВЛКСМ и Александр Ярослав, токарь Иркутского завода тяжелого машиностроения имени В. В. Куйбышева, делегат XVIII съезда ВЛКСМ