Школа на Сахалине

И Шульгин| опубликовано в номере №319, июль 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

Во весь рост встала передо мной главная проблема: как увязать педагогику с коммунистическим воспитанием? Вредительство в народном просвещении било именно в эту уязвимую точку. Враги старались всеми силами оторвать просвещение от воспитания. Но каждому грамотному советскому человеку известно, что нет настоящей педагогики без воспитания, как нет подлинного воспитания без педагогики.

Затем возникли другие вопросы того же порядка: как бороться с озорством, как сдружить мальчиков и девочек, как интересно построить пионерскую работу и ликвидировать второгодничество.

В первые же дни работы я обнаружил, что ребята до странности равнодушны к книге и почти ничего не читают. Стал собирать ребят после уроков и читать им - вслух Пушкина, Некрасова, Горького, выбирая отрывки с наиболее захватывающим сюжетом. Потом обменивались мнениями о прочитанном. Тут же раздавал интересные книги для домашнего чтения. С течением времени я незаметно усложнял работу: устраивал нечто вроде диспутов, поручал ученикам делать небольшие рефераты... * *

Сахалинская весна медленно освобождает землю от снежного плена. Идет май. Солнечная сторона сопок уже суха. Цветет ива. Воздух свеж и приятно влажен. А в распадках глубоко в тайге и на вершинах гор еще сверкает снег...

Мой класс перед испытаниями стал еще сплоченной. Ребята помогают друг другу, регулярно посещают консультации, отдыхают вместе. И только один Виктор Петров неисправим: мало занимается, грубит учителям, срывает уроки, хулиганит на пионерских сборах. Ничто не влияет на Петрова: ни замечания, ни поощрения. Петров спокоен. Что ему угрожает? Из школы не исключат, отметку по дисциплине не снизят: она и так плохая.

Всю зиму я мучительно искал «разгадки» Петрова. Чем взять его, как найти путь к его сердцу, как добиться его доверия? Я заметил, что Петров с волевым характером и настойчив, преклоняется перед героическим. Из истории и литературы он с жадностью слушает только трагическое: сражения, подвиги, героические смерти. В школу он приходит вооруженный с ног до головы самодельными пистолетом, ружьем, рогаткой и мечом. Вечерами он отбирает дюжину - другую школьников побойчее, уходит с ними в сопки и открывает там настоящие баталии. Сам он выступает то Чапаевым, то Щорсом, то морским пиратом, то Соловьем - разбойником. У него есть свои «связисты» и «адъютанты». Иногда эти «сражения» Петрова кончаются плохо: кое - кого приходится отправлять в больницу.

Ребята боялись Петрова и тайно завидовали ему. Преклоняясь, они старались подражать ему.

... В один из веселых майских дней, среди бела дня, недалеко от нашего рудника вспыхнул пожар: загорелась тайга.

За небольшой сопкой курился дымок. Спустя каких - нибудь полчаса дымок, на который никто не обратил внимания, разросся до чудовищных размеров. Он тучей застилал все сопки и полз волнами через вершину гор в долину, в рабочий поселок Арково...

Но вот дым добрался до поселка. Очертания зданий постепенно пропадают в дыму. Кто - то вскрикнул. Люди заметались по улицам. Солнце поблекло и почти скрылось за дымовой тучей. А дым продолжал все валить и валить. Из - за хребтов сопок показались языки огня.

Две рудничных электростанции надрывно ревели, вселяя в людей тревогу, заставляя их браться за топоры, лопаты, кайла, метлы, ведра и бежать к границе огня. Из Александровска, с рудников, из рыбацких поселков и колхозов мчались машины с людьми.

Я ответственный за участок в несколько гектаров. В трудной, самоотверженной борьбе со стихией нам помогают школьники и пионеры.

Мимо меня пробежала ватага ребят во главе с Петровым.

- Петров! - кричу я изо всех сил, задыхаясь от дыма.

Он подбегает ко мне, внимательно рассматривает мое потное, вымазанное сажей лицо. Я вижу, как Петров впервые растерялся перед учителем и стал покорным.

- Илья Давыдыч! Помочь вам?

- Да, да, Виктор, немедленно! Ты мой помощник, мы с тобой отвечаем вот за этот участок.

- Есть, Илья Давыдыч!

- Далеко от меня не уходи, защищай со своими хлопцами вон тот угол.

Несколько суток измученные люди боролись с пожаром. Но ничего нет сильнее воли людей, воли коллектива - стихия была укрощена.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены