Шахматы

К Осипов| опубликовано в номере №483, июль 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Он закашлялся, и кто-то из задних рядов крикнул:

- Прекратите курить в зале!

Чигорин благодарно кивнул головой и продолжал:

- Некоторые из присутствующих здесь, быть может, представляют себе шахматы... ну, скажем, вроде карт: немножко уменья, немножко удачи, немножко азарта. Нет! - он взмахнул рукой, словно разрубил что-то: - На шахматы нужно смотреть иначе: это больше чем игра, это - искусство, и, как всякое искусство, оно требует выработки своеобразных научных приёмов. Это прекрасный, благородный учитель...

- Чему же они учат? - насмешливо спросил полный господин в золотых очках. - Я согласен: полезная гимнастика ума. Но что же ещё?

- Что ещё? - медленно повторил Чигорин. - Я скажу вам, сударь. Шахматы учат настойчивой последовательности в действиях, вниманию к деталям, потому что иногда одна жалкая пешка решает судьбу партии; учат способности быстро ориентироваться, наконец, Чувству ответственности, ибо опыт убеждает играющего, что один плохой ход может свести на нет сорок хороших. Вы согласны с этим?

- Пожалуй...

- Отлично! Однако это - ещё не всё. Шахматы приучают не страшиться риска и в то же время всегда подумать, прежде чем принять решение. Даже если это решение кажется очевидным... Увы! Как редко соблюдается это правило в практической жизни! Далее, шахматы научают немедленно принимать важные решения. Ведь тут... - он оглянулся, точно ища слов; глаза его сверкали, голос окреп, невольно для себя он говорил всё быстрее, как бы уносимый потоком своих мыслей. - Ведь тут не отложишь до завтра, чтобы подумать да посоветоваться. Ход надо сделать немедленно и полагаясь только на свои силы. Это особенно важно для военных, - добавил он рассмеявшись.

Мужчина в золотых очках с видимым раздражением сказал:

- Вы очень красноречиво и... э-э... убедительно говорите обо всём этом. Но я позволю себе задать ещё один вопрос: всякий ли человек может стать хорошим - я подразумеваю, первоклассным - шахматистом!? Или это своего рода каста? Хорошим инженером можно сделать всякого, а шахматистом...

- А шахматистом - тоже, - перебил его Чигорин, - если только этот человек обладает известной дисциплиной ума и воли, памятью и воображением.

- Ого! Требования немалые!

- Но ведь эти качества развиваются. Они вырабатываются в ходе занятий шахматами.

- Сомневаюсь, - господин в золотых очках ехидно осклабился. - Вы сами сказали, что шахматы - это искусство. И, добавлю я, искусство для немногих. А это в моих глазах весьма их обесценивает.

Чигорин долго не отвечал. Казалось, он забыл, где находится.

- Чем же я могу опровергнуть вас? - вымолвил он, наконец. - Угодно ли, я предложу любому из присутствующих здесь серьёзно заняться шахматами под моим руководством и берусь через... ну, через два года сделать его одним из сильнейших русских игроков.

- Идёт! - живо откликнулся его собеседник. - Я предлагаю такие условия: ровно через два года, то есть четырнадцатого января 1908 года, вы вместе с вашим учеником сыграете против двух сильнейших московских шахматистов. Партия будет альтернативная, то есть с обеих сторон ходы будут делаться поочерёдно обоими партнёрами, без всякой консультации между собою. Если ваш ученик окажется достойным вас, сумеет угадать ваши замыслы и способствовать им, - словом, если партия будет выиграна вами, я плачу - вам и вашему партнёру - по пяти тысяч рублей. Меня тут знают. У меня в Москве три дома. Фамилия моя - Бекасов.

- Что касается меня, я отказываюсь от этого приза, - холодно, даже брезгливо проговорил Чигорин. - Пускай он поступит в распоряжение Всероссийского шахматного общества.

- Отлично-с! Превосходно-с! Но кто же будет героем сего эксперимента? Кто: рыцарь ли знатный иль латник простой?..

Чигорин развёл руками:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены