«Секрет»

Евгений Алейников| опубликовано в номере №1460, март 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

Клуб «Музыка с тобой»

Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. До того как попасть на представление битквартета «Секрет», я слышал их записи никак не меньше ста раз. И на концерте снова им поверил: да, они не играют на струнах давнишней битломании — «секреты» оригинальны при всей их, многих раздражающей, схожести с имиджем «битлов» начала шестидесятых.

— Что такое «Битлз», никто не знал наверняка, — говорит Максим Леонидов (я не называю его лидером, поскольку сами музыканты сплоченно отстаивают тезис о равноправии, это один из секретов их успешного сотрудничества). — И, наверное, уже никто не сможет однозначно расшифровать этот символ шестого десятилетия века. Но хочу подчеркнуть, что мы сами по себе, как кошка Киплинга. Мы не изучали на экранах видео мимику и пластику «битлов», не листали стенограммы их пресс-конференций и не штудировали многочисленные исследования и мемуары...

Пожалуй, на такой тщательный анализ творчества знаменитой ливерпульской четверки у создателей «Секрета» — Максима Леонидова и Николая Фоменко, в ту пору студентов театрального института, и времени не было. То, что студенты-актеры в конце концов состоялись и как музыканты, и как киноартисты, меня не удивляет, ведь полное название вуза, который они окончили, — Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. И все, за что они берутся — будь то написание песни, съемки в кино, исполнение своих и чужих композиций, — ребятам удается.

Впрочем, за кропотливый труд «Секрет» заслужил успех сторицей. В их родном городе по адресу Пушкинская, 32, с конца позапрошлого года работает, вернее, объединяет своих членов, фэн-клуб. За несколько дней до наступления года нынешнего открылся такой клуб и в столице, при ДК «Красный пролетарий», где собираются московские поклонники «Секрета». Их возраст от 14 до 30 лет.

А средний возраст самих «секретов» — 27. Коллектив (в нынешнем составе) справит свое пятилетие через месяц, 20 апреля.

Максим Леонидов (вокал, ритм-гитара и пианино), Николай Фоменко (бас-гитара), Андрей Заблудовский (соло-гитара) и Алексей Мурашов (ударные) в жизни точно такие, какими видятся из зрительного зала. Ребята в многочисленных телеинтервью столь настойчиво твердили о бесспорной своей неразлучности, что просто невозможно не уверовать: если один из четырех уйдет, ансамбль тут же распадется. Вместе они держатся на пять с плюсом. Пусть с них строго спрашивают как с инструменталистов («Мы не делаем того, что не умеем», — парирует Максим), пусть кто-то не принимает музыку, исполняемую ими, но не отдать должное высокому ремеслу диалога со зрителем было бы просто нечестно.

«Сейчас, спустя двадцать лет, пытаться возродить традиции ранних «Битлз»? Вернуть нам их состояние солнечной радости, столь нехарактерное для нервной мрачноватой рок-музыки наших дней? Не копируя, не заимствуя, донести до нас этот безоблачный дух? Возможно ли такое сегодня?» — спрашивает Андрей Макаревич, представляя первую пластинку «Секрета». Дюжина записанных на ней песен — двенадцать ответов. Мне эти мелодичные зарисовки импонируют реальной психологической ситуацией. Отсутствием красивостей. (Что не мешает иным строчкам звучать просто-таки афористично.)

Бывший басист «Секрета» (продолжающий сотрудничать с квартетом) Дима Рубин, на мой взгляд, особенно хорошо работает над текстами. Такие его удачи, как «Алиса», «Привет», «Именины у Кристины», отличаются печальным оптимизмом старых песен Булата Окуджавы, образной точностью баллад Андрея Макаревича и лаконизмом рок-новелл Михаила Науменко.

...Есть группы, теряющие в фонограммах добрую половину привлекательности, — «Браво», «Звуки My», «Бригада С», «Цемент». Не видеть их — значит не расслышать.

Многим сцена, напротив, почти ничего не прибавляет к уже забетонировавшемуся в зрительском сознании имиджу — «Машина времени», «Рок-Отель», «Ария», «Кино», «Автограф», «Земляне», «Центр».

Что лучше — не знаю. Но... послушав пластинку «Секрета», хочется сходить на концерт, а побывав на концерте — достать их новые записи...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

На белой простыне экрана

Окончание. Начало в №5.