Самое важное, самое массовое...

опубликовано в номере №265, январь 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Юбилей нашей кинематографии приобрел характер огромного культурного события. Слава о советском фильме летит по всему миру.

... В 1919 г. была полуразрушенная фабрика Ханжонкова на Житной улице, обрывки пленки, на которых спешно фиксировались кадры гражданской войны, была небольшая группа режиссеров и кинохроникеров. В лучшие времена дореволюционной кинематографии на территории царской России работало около тысячи кинематографов на 364 тысячи мест.

В 1919 г. Ленин подписал декрет о национализации кинопредприятий Советским государством. На кинофабриках появились новые люди. От обрывочных фильмов - документов гражданской войны - начали переходить к созданию полноценных художественных произведений. В 1926 г. была одержана первая крупная победа: Эйзенштейн создал «Потемкина», могучую эпопею, говорившую на ярком, самобытном, неведомом Западу киноязыке. В этом же году Пудовкин подарил нам великолепный фильм «Мать», сделанный на тему одноименно го романа Горького. Украинский мастер Довженко дал картину «Арсенал», направленную против националистов. Это далеко неполный перечень всех выдающихся произведений этого периода.

Кинематография наша вступила в полосу технического перевооружения, обусловленную появлением звукового кино. В 1931 г. вышли на экран первые советские звуковые фильмы: реалистическая волнующая «Путевка в жизнь» Экка и «Златые горы» Юткевича. В следующем году Эрмлер и Юткевич создали эпохиальную картину «Встречный».

Особенно велики достижения кино за последние два года. Братья Васильевы своим «Чапаевым» показали всей армии советского искусства, как надо претворять в жизнь лозунг социалистического реализма. Рядом с «Чапаевым» надо поставить новый фильм режиссеров Козинцева и Трауберга - «Юность Максима», где романтика большевистского подполья, забастовочной борьбы впервые передана с огромной художественной силой. Всеобщее признание получили фильмы «Пышка», «Гроза» и «Веселые ребята». Кинодокументалисты подняли хронику до уровня блестящих, высокохудожественных произведений. Достаточно назвать такие работы, как «Три песни о Ленине» (Дзига Верток), «Челюскин» (Шафран), «Киров» (Блиох). Выпущено много занимательных научно-учебных и технических фильмов: «Жизнь одноклеточных организмов», «Кавказ», «Строение материи».

В СССР сейчас 26 160 кинотеатров. Это около 5 миллионов мест. А сколько миллионов обслуживается кинопередвижками в колхозах, на новостройках, в военных лагерях? Выстроены новые кинофабрики. Создан великолепный советский звукозаписывающий аппарат «кинап». Все это дает возможность нашей кинематографии вести свою работу в невиданных масштабах.

Товарищ Сталин в своем письме руководителю советской кинематографии тов. Шумяцкому так охарактеризовал новые задачи советского кино:

«Советская власть ждет от вас новых успехов - новых фильмов, прославляющих, подобно «Чапаеву», величие исторических дел борьбы за власть рабочих и крестьян Советского союза, мобилизующих на выполнение новых задач и напоминающих как о достижениях, так и о трудностях социалистической стройки.

Советская власть ждет от вас смелого проникновения ваших мастеров в новые области «самого важного» (Ленин) и самого массового из искусств - кино».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены