С веточкой вербы в руке

Эльвира Попова| опубликовано в номере №1207, сентябрь 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы разговаривали с Яном Крыжевским в начале лета прошлого года, когда он работал над полотном «Бело-голубой день». Сегодня эту картину хорошо знают зрители. Почти три месяца – двойной почетный срок – она демонстрировалась в Центральном выставочном зале, сначала на всероссийской выставке «Молодость России», затем на всесоюзной – «Молодость страны».

– Я хочу, – говорил тогда художник, – чтобы моя картина, ограниченная прямоугольником рамки, воспринималась и как законченное целое и как частица бескрайнего мира, связанная с ним тысячами живых нитей.

Ян Крыжевский закончил Уфимское художественное училище, затем поступил в Латвийскую Академию художеств. Молодой живописец упорно искал свой язык, стремясь к той целостности и законченности формы, которая свойственна самой природе.

Потом, уже на родине, все то, что он открывал в искусстве долго и трудно, вдруг обнаружило себя во внезапной творческой вспышке. За один месяц были написаны двенадцать пейзажей, которые весной 1974 года выставлялись на Башкирской республиканской молодежной выставке, и среди них «Уфимские горизонты», «Край нефти», «Вертикали в завтра», получившие затем широкую известность. Так осуществилась его давняя мечта – создать живописный образ-символ. Еще диплом в училище был задуман им как символическая композиция, рассказывающая о событиях 1905 года, о которых Ян Крыжевский знал не только по учебнику истории: за участие в первой русской революции его дед, литовский рабочий, был сослан на Урал... Та картина не получилась, потому что в то время художник был еще в самом начале бесконечной дороги к совершенству. Зато сегодня он значительно продвинулся вперед на этом пути. Создав полотно «Бело-голубой день», лауреат премии Ленинского комсомола Ян Крыжевский сумел извлечь из множества сменяющих друг друга картин действительности особенный, неповторимый и в то же время узнаваемый образ, который для очень многих зрителей станет драгоценной частицей их собственного духовного мира.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ума и сердца вдохновение

Обсуждаем проект Конституции СССР

Особо опасный преступник

Повесть в эпизодах, письмах и документах (1902–1905 гг.)