С кем ты, художник?

  • В закладки
  • Вставить в блог

Первым моим художественным фильмом стала «Ночь над Чили». В создании картины участвовали чилийские и советские кинематографисты, настоящая интернациональная бригада: Кристиан Вальденс — оператор. Карлос Осарио — консультант, бывший комментатор чилийского телевидения, один из первых узников страшного лагеря на стадионе в Сантьяго, которому удалось вырваться на свободу. Александр Косарев — сорежиссер, Вячеслав Семин — сооператор. Художественным руководителем картины стал Роман Кармен. Над литературным сценарием я работал вместе с Сергеем Лукиным. Откровенно говоря, сценарий писался долго и трудно. Сложность заключалась в том, что необходимо было все продумать, все взвесить, не допустить даже малейшую неточность в изобразительном ряде, в игре актеров, в передаче атмосферы. Литературный сценарий прочитал Константин Симонов. И хотя он произвел впечатление сурового, но делового человека, мне он оказал большую моральную поддержку. С глубоким почтением буду вспоминать его всю жизнь. В мои силы поверили, мне разрешили работать на крупнейшей киностудии «Мосфильм», обеспечили аппаратурой, со мной рядом трудились профессиональные, влюбленные в свое дело люди.

В фильме «Ночь над Чили» меня интересовала психология человека нерешительного, сомневающегося, находящегося вне политики. Своим фильмом мы в первую очередь обращались к молодым: «Где начинается трусость?». «Что толкает человека на путь предательства?». И говорили: в гуще социальных, нравственно-этических, политических аспектов реального времени анемичность ведет к трагедии. В наше время нельзя быть конформистом. В фильме показано, как в первый день фашистского переворота молодого архитектора Мануэля Вальдимара неожиданно арестовывают и куда-то увозят в машине... Сквозь щель в кузове он видит, что происходит на улицах города: солдаты ведут арестованных, около зданий стоят полуодетые люди с заклеенными пластырем глазами, горит президентский дворец Ла Монеда. Мануэля привозят на Национальный стадион, превращенный в концлагерь, его подвалы и трибуны забиты арестованными...

Семь дней под арестом, проведенных молодым архитектором, далеким от политики, но по сути своей честным, порядочным человеком, заставили его по-другому относиться ко всему происходящему. Новые власти предложили Мануэлю сотрудничество, но он, уже на себе ощутивший весь масштаб трагедии, отказался. Он сделал свой выбор, пройдя все круги чудовищных фашистских застенков. Мануэль становится антифашистом и убежденным борцом. «Ночь над Чили» — фильм о прозрении человека.

Этот фильм не только мой политический манифест.

Он моя боль и моя кровь. Все, что происходит на экране, основано на документах, на подлинных фактах. Образ Мануэля, которого прекрасно сыграл талантливый молдавский актер Григорий Григориу, я пропустил прежде всего через свое сознание. Я рассказал историю, которая могла бы стать историей и моей жизни.

В следующем художественном фильме, «Санта Эслеранта», мы вместе с известным сценаристом Владимиром Амлинским пытались поставить ряд проблем: о выборе путей в революционной борьбе, об отношении к церкви, о необходимости объединения всех антифашистских сил. Только в единстве — основа победы над фашизмом.

В этих фильмах я вижу как бы самого себя: в «Ночи над Чили» я молодой архитектор, в «Санта Эсперанта» — молодой семинарист, а в «Падении кондора» я решил посмотреть на себя со стороны тех, кто пришел к власти при помощи реакционного переворота. С ужасом думаю, что при определенном стечении обстоятельств со мной могло бы произойти то, что происходит с бедным крестьянином Мануэлем. К сожалению, таких, как Мануэль, у нас в стране еще много... Вот почему меня так заинтересовала история нравственного падения человека, который отрывается от своего класса и идет на чудовищный компромисс с совестью, ради карьеры предает мать, любимую девушку, друзей и, наконец, родину... «Человек должен строить, а не разрушать, — говорит Мануэлю один из героев моего фильма, известный скульптор, — зря ты бросил деревню...» Мануэль сознательно совершает одно преступление за другим, и мы не даем ему возможности для прозрения. За все совершенное нужно платить полной мерой.

Прожив в СССР уже тринадцать лет, я могу однозначно говорить о советском народе. Я познал широту и глубину его сердца, познал гостеприимство, добропорядочность, честность. Я полюбил советскую землю, она стала для меня второй родиной.

Как ни странно, говорить о своем народе мне намного сложнее. Мы, чилийцы, очевидно, по каким-то этнографическим причинам наделены замкнутостью и определенной заторможенностью. Характеры людей скрытны. Но вместе с тем мы умеем принимать на себя жестокие удары судьбы и не сгибаться под ними. Мы наивны, что оказалось для нашей революции катастрофой. Сейчас я стал глубже понимать характер моего народа. Человек из народа — пролетарий или крестьянин — одно, мелкий буржуа — совсем другое, а многие вообще живут по принципу: «Мы там, где солнце больше греет...» Правительство Народного единства хотело объединить нашу нацию. И народ пошел навстречу этому стремлению, ощутив свое значение в истории, свое достоинство. В те годы мы впервые смогли почувствовать себя полноценными людьми. Так почему же теперь мы должны находиться под пятой американского капитала?

Я поражен уникальным историческим фактом: в СССР смогли сохранить традиции всех народностей в искусстве, живописи, музыке, в языке. Я познал этот феномен, путешествуя по республикам Закавказья. Прибалтике, Украине, Белоруссии. В Чили же определенная часть очень состоятельных семей назойливо внедряет простым людям мысль о том, что мы во всем должны быть похожи на американцев. Тем самым они сознательно духовно растлевают страну изнутри. Альенде смог показать нации, в чем ее достоинство, открыто заявив: наши богатства, материальные и духовные, существуют для нас. Он попытался поднять благосостояние низших классов, семей, не имевших ни куска хлеба, ни своего дома. Разве наш народ забудет то время? К сожалению, сегодня еще нет единства среди политических партий, при помощи которого можно было бы свергнуть фашистский режим Пиночета. Нужно объединиться. Коммунисты Чили являются сегодня самыми сильными, мужественными людьми в стране. Вот почему сейчас я пишу сценарий о коммунисте.

Пока мне не удалось снять фильм на родине. Но я не сомневаюсь в том, что буду работать на своей родной земле. С надеждой ожидаю тот день, когда Чили станет свободной. Когда бы это ни произошло, я уже теперь ощущаю, как стану скучать по России. Ведь здесь у меня сильные корни, здесь моя семья — жена, ребенок...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Поиск истины

Фестивальная панорама «Смены». Юность планеты: борьба и надежды. Солидарность

Добро пожаловать, всемирный фестиваль!

О прошлом люди вспоминают, о будущем мечтают, в настоящем действуют

Мы мечтою о мире живем

Итоги конкурса, посвященного XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов