Рыцари зеленого стола

Ирина Толстошеева| опубликовано в номере №1731, январь 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

Лучшие снукеристы докатили шары до российских луз

Абсолютная тишина в зале. Здесь запрещено разговаривать, вставать с мест, использовать вспышку фотоаппарата. Зрители это знают. Движутся только три человека, они находятся на арене. Два соперника в классических брюках и ботинках, в жилетах и застегнутых наглухо рубашках, вооружены подобиями турнирных копий. По очереди они обходят поле боя в поисках наилучшего направления удара.

Судья в строгом костюме и белых перчатках внимательно наблюдает за позицией и ведет счет. «Один… Восемь… Девять… Шестнадцать…» Голос судьи перемежается со звуками схватки. «Тумм» – удар кия по битку. «Клок» – звонкий звук соударения шаров.

«Тумм-клок». «Семнадцать». Аплодисменты, если удар красив и точен. «Тумм-клок». Вздох разочарования, когда шар, забившись между губками лузы, застывает на ее краю.

Поле битвы – громадный стол, покрытый зеленым сукном. Цветные шары приносят рыцарям очки – как одобрительные взмахи разноцветных платков. Исчезающие в лузах красные капли уменьшают шансы соперника отыграться.

Феерические атаки-серии позволяют завершить партию за несколько минут. Изнурительные бои-отыгрыши оттягивают развязку на полтора часа. Самые искусные бойцы применяют магическое оружие: создание позиции, когда каждый удар соперника обращается против него самого.

«Это очень интеллектуальная игра, – считает Анна Мажирина, чемпионка России. – Игрок должен просчитывать свои ходы. Предвидеть, как может ударить соперник и сколько очков он может заработать».

Это снукер. Его не зря называют «бильярдными шахматами». В отличие от других видов бильярда, где техническое исполнение играет решающую роль, в снукере главное – умение понимать позицию и выстраивать многоходовые комбинации. С другой стороны, если просчета вариантов хватает для шахмат, где компьютер уже обыгрывает человека, для реализации задумок в снукере требуются выверенные до миллиметров удары.

Именно сочетание мышления и техники делает снукерный матч похожим на рыцарский турнир.

В конце ноября впервые в рамках этапа Мировой серии в Москве играли Джон Хиггинс, Марк Селби и Динь Чжуньху – игроки первой десятки мирового рейтинга. Их соперниками были лучшие мастера из России, Украины и Беларуси.

Экс-чемпион мира Джон Хиггинс, один из главных вдохновителей проведения московского турнира, говорит, что подобные соревнования очень полезны для игроков и зрителей тех стран, где снукер еще не завоевал большой популярности. «В снукере наилучшего прогресса можно добиться, только соперничая с игроками более высокого класса, – рассуждает он. – Очень важно открыть новые таланты и помочь им в развитии, дать им шанс выйти на новый уровень в игре».

Но и для самого снукера мероприятие в России – не просто акт доброй воли. Хиггинс считает, что приход Мировой серии в Москву даст сильный импульс развитию игры в России. В одном из интервью он заявил, что привлечение российских спонсоров будет для снукера таким же выгодным, как инвестиции Романа Абрамовича – для «Челси».

Снукер возник в 19 веке в среде британских офицеров, расквартированных в Индии, а слово на армейском жаргоне означало «кадет-первогодок». По легенде, сэр Невилл Чемберлен назвал так одного из незадачливых игроков, и, как выяснилось позже, саму игру.

Турнирной игрой снукер стал в 20-х годах благодаря Джо Дэвису, создателю серии соревнований, популяризатору игры и бессменному чемпиону мира до 1946 года. После его ухода на пенсию снукер потерял популярность. Спасло игру появление цветного телевидения.

Сейчас аудитории турниров по снукеру собирают в Великобритании многомиллионные аудитории, уступая только футболу, а рекордный финал чемпионата мира – 1985 смотрели 18,5 миллиона британцев.

Тогда, двадцать с лишним лет назад, все было так же… но не совсем. Во время партии игроки могли закурить во время подхода соперника или отхлебнуть виски. Табачные и алкогольные компании с удовольствием спонсировали турниры, поскольку «барная игра» очень удачно связывала воедино спорт и их продукцию.

Даже запрет на спонсорство спортивных мероприятий со стороны «табачников» в случае снукера был отложен на несколько лет, но, в конце концов, вступил в силу. Игре предрекали тяжелые времена. Помощь пришла… с Востока.

В таблице рейтингов вместе с кельтскими и англосаксонскими именами вдруг появились китайские фамилии. Первым стал игрок из Гонконга Марко Фу. Игра, как эпидемия, распространилась на материковый Китай – турнир в Шанхае, новые имена в рейтинге: Динь Чжуньху, Лянь Вэньбо, Лю Чуань, – принесли трансляции чемпионата мира 2008 года сто миллионов зрителей из Китая и Юго-Восточной Азии.

Распространению снукера в России до эпидемического характера еще далеко. Однако благодаря регулярным трансляциям турниров число поклонников растет. Партнером Мировой серии снукера по организации состязания в Москве стала компания Global IMM, известная участием в проведении Кубка Кремля по теннису. Организаторы уверены, что потенциал для развития снукера в России не уступает теннисному. А Джона Хиггинса приятно удивило, когда во время ужина к мастерам подошел человек, чтобы сфотографироваться с ними.

Роман Лежак, президент компании World Snooker series, Россия, признался, что при подготовке турнира ему пришлось столкнуться с большой проблемой. По правилам «Мировой серии», профессионалы встречаются с лучшими игроками страны, в которой проводится турнир. В России снукером пока занимаются только на полупрофессиональном уровне. Поэтому отыскать достойных соперников для Хиггинса, Селби и Чжуньху было довольно сложно.

Среди четырех лучших игроков из России, Белоруссии и Украины оказалась и одна девушка, Анна Мажирина, она же – самая титулованная участница.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Мир после войны

Почему постапокалиптическая игра Fallout стала культовой

Правила покера

Игра ковбоев и президентов

Деньги любят счет. Победный!

Наш обозреватель ищет объяснение громких спортивных побед России