Романтика дальних путей

Г Калиновский| опубликовано в номере №644, март 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Наконец Виктор Головенок зачислен в экспедицию профессора Рухина. Дорога действительно ожидалась дальняя. От Москвы до Ташкента, потом в Коканд, где размещена база экспедиции, и оттуда на Памир, сверкающий белизной снеговых шапок, звенящий студеными горными речками.

Словно в зеленое море, ворвался поезд в Ферганскую долину. После многодневной жары необъятных пустынных степей Казахстана долина показалась чудом. По улицам Коканда, покачивая головами, медленно брели верблюды, мелко семенили точеными ножками груженные огромными тюками маленькие ослики.

Через несколько дней экспедиция вышла в путь. Предстояло на машине проделать около двухсот километров и начать работу в предгорьях Памира.

Уже на первой стоянке Виктор попросил шофера Алексея Преснякова обучить его водить машину. Пресняков доверил Виктору только руль, а педалями распоряжался сам, но все равно Виктор был безмерно счастлив.

Началась работа. Профессор Рухин легко разбирался в сложных обнажениях горных пород, словно читал замысловатую книгу истории земли:

- Вот здесь меловые отложения, интересующие нас. Нам необходимо восстановить геологическую карту Ферганы в меловой период...

Профессору активно помогали студентки третьего курса Галя Федорович и Валя Афанасьева. Они самостоятельно отыскивали необходимые обнажения и звали профессора на консультацию.

Попробовал и Виктор помогать Льву Борисовичу. Но почему-то он приносил не те образцы, какие надо, найденные им обнажения не заинтересовывали профессора. Кончилось тем, что Виктор почувствовал себя не очень нужным в экспедиции, а таскать мешок с образцами может любой человек, не имеющий ничего общего с геологией. С каждым днем Виктор все больше мрачнел, и однажды профессор спросил его:

- Вы что скучаете, Головенок?

Виктор густо покраснел и ничего не ответил. Профессор попал в самое больное место - Виктору действительно становилось скучно. Он вдруг понял, что ездить просто так, из любопытства, путешествовать без определенной цели бессмысленно. Нужно иметь свою цель, нужно работать, а работать, как выяснилось, Виктор еще не умел, настоящих, глубоких знаний ее было.

Теперь вместо того, чтобы любоваться горными видами, как это он делал раньше. Виктор повсюду неотступно следовал за профессором, внимательно прислушиваясь к каждому его слову. Лев Борисович сразу заметил перемену в поведении Виктора. Он стал уделять ему больше внимания, объясняя юноше начальные тайны геологии.

Успехи Виктора проявились только в конце лета. Никто, кроме профессора, не заметил, как радостно осветилось лицо Виктора, когда он впервые самостоятельно нашел заданные по теме образцы.

- Вот это - уже то, что нужно, - похвалил его руководитель экспедиции.

Вернувшись в Ленинград, Виктор совсем по-другому стал относиться к учебе. Он просмотрел немало вспомогательной литературы, прочел почти все о Ферганской долине. Это очень помогло ему, когда он приступил к обработке собранного летом материала.

Отличные отметки, полученные на следующих сессиях, уже не были «пятерками для путешествий», это были подлинные знания начинающего геолога. Он впервые осознал геологию как сложную, интересную науку.

И теперь уже по-новому воспринималась романтика дальних дорог, ночевки в палатках и приключения.

Во время второй экспедиции, когда Виктор Головенок проводил самостоятельные исследования, ему пришлось вместе со студентом второго курса Валентином Швановым пересекать на лошадях бурную горную речку Алай-ку.

Речка с грохотом катила камни, взлетала фонтанами брызг у берегов и грозила в любую секунду сбить с ног человека и лошадь. Валентин первым въехал в бурные воды. Лошадь шла осторожно, подергивая от напряжения головой, и вдруг Виктор заметил, что Валентин забирает в сторону, а там самая глубина.

- Правее, Валя! - закричал Виктор, но его голос заглушил рев потока. Преодолев каким-то чудом опасное место, Валентин выбрался на берег.

Лошадь Виктора тоже вошла в речку. Он почувствовал, как заскользили ее ноги по каменистому дну.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены