Роль личности в истории села Сахновка

Генриетта Репинская| опубликовано в номере №1429, декабрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Творческая педагогика

Гомоня, как гусята, первоклассники ссыпаются с бортика в бассейн. Один, видно, пропустил несколько занятий: оглядывается на товарищей и никак не поспевает за ними. Те плывут уже к противоположному бортику, поощряемые тренером:

— Ножками, ножками работаем... Хо-рошо-о-о!..

А этот все никак не справится со своей пенопластовой дощечкой. Толкнулся посильнее, а она, коварная, вывернулась — и мальчик булькнул с головой в воду.

И сразу как будто стоп-кадр ожил: рванулся к нему тренер, метнулись к бортику медсестра и воспитатель, секунду назад поглощенные разговором, выскочили из раздевалки девятиклассники, которые и вовсе, кажется, ничего не могли видеть.

Руслана мгновенно вытащили из воды, насухо вытерли, облачили в байковую рубашку, и уже через несколько минут он авторитетно поучал «с суши» своих друзей, как надо плавать. Малыши занимаются там, где глубина по пояс. Все, кто был в бассейне, это знали. Они и откликались не на опасность — ее не было, — а на испуг ребенка.

Свидетелями описанного ЧП мы стали на занятиях в школе села Сахновка Корсунь-Шевченковского района Черкасской области. Эпизод этот запомнился как пример чуткой настроенности взрослых на сигнал, идущий из мира детства, и способности к мгновенным действиям по этому сигналу. Такое рождается лишь примером и воспитывается, поддерживается непрерывными подвижническими усилиями. Пример в данном случае не абстрактный. Учителем целого села — в самом высоком значении слова «учитель» — стал директор школы Александр Антонович Захаренко.

В 1959 году Александр Захаренко, выпускник Черкасского пединститута, с молодой женой Верой, недавней однокурсницей, приехал на работу в Сахновку. Небогатое село мало чем могло порадовать. Старенькое здание бывшей земской школы вмещало всего три класса. Остальные занимались в три смены в кое-как приспособленных девяти хатах. Школьники не поражали знаниями, зато опасно славились и за пределами села буйным нравом и склонностью к небезобидным забавам.

Их не трогала красота математических формул и строгая точность физических законов, а рассказы Захаренко о том, какой станет школа в Сахновке, откровенно веселили. Обсерватория и планетарий в их селе? Чего уж тогда не помечтать о полетах к звездам?

— Звезды потом, — заверил Захаренко, — сначала научимся просто летать.

К этому времени он понял, что вести ребят к пониманию красоты простых вещей надо через необычное, непознанное.

Известие, что на окраине сгрузили с машины самолет, село встретило с молчаливым уважением. Оно уже пережило удивление, когда Захаренко вместе с учителем Виктором Васильевичем Вертебой приволокли из бора здоровенную сухую лесину и долго колдовали, устанавливая ее во дворе. Лесина оказалась антенной собственной конструкции, благодаря сей штуковине село приобщилось к чуду телевидения. Раз теперь Захаренко говорит, что полетит, значит, полетит.

Его же уверенность в этом была не столь безоговорочной. Но он надеялся на своих мальчишек: они мастерски владели рогатками; принцип действия этого замечательного оружия и предполагалось использовать при запуске планера с помощью резиновых амортизаторов.

Под восторженные крики Захаренко сделал на планере круг над поляной. А через несколько дней при повторном запуске с оглушительным треском рухнул на землю. И хотя планер — аппарат безмоторный, на этот раз был и взрыв: лопнувший амортизатор с оттяжкой ударил по арбузу, который держал в руках остолбеневший от удивления крестьянин. Осколки брызнули во все стороны. На щеке селянина остался небольшой след от резинового жгута, что дает ему основание называть себя при встрече «Крестником Захаренко».

Полет директора не попал в историю авиации, но он важен: ученики Сахновской школы засели за учебники.

Сегодня звание выпускника Сахновской школы — это марка: ребята из села поступают в институты и университеты, уверенно обходя горожан на приемных экзаменах. А Сахновка даже не административный центр. Сельсовет, правление колхоза, другие учреждения помещаются в соседнем поселке. В Сахновке только школа. Но какая!

Был случай: поженились двое из разных сел. Все склонялось к тому, чтобы жить у молодого мужа — дом полная чаша, хозяйство справное, село большее. А выбрали Сахновку. Дети пойдут, в какой школе учиться — радость.

Трехэтажная, выстроенная по собственному проекту, с превосходным оборудованием предметных кабинетов, школа прекрасна. Блистает умопомрачительной чистотой. В столовой накрытые белыми скатертями столы, яркие праздничные рушники на стенах, цветы. Для младших классов столовая отдельная — как сказочное кафе. «Так интереснее и спокойней, — объясняет директор, — большие, они ж, когда голодные, идут как лоси. Затопчут. А здесь малыши сами хозяева».

— Вообще малышам, пока они привыкают к учению, нужны особые условия, считает Захаренко. Их сумели создать, когда ввели в строй учебно-производственный комплекс. В этом здании трем младшим классам отдано по этажу. На каждом — учебная комната, спальня и огромный холл, устланный ковром. На рекреацию — так называется это пространство у проектировщиков — в Сахновке отвели в семь раз большую площадь, чем предусмотрено строительными нормами: хватает места и для общих игр, и для хождения на голове в индивидуальном порядке.

И при таких условиях Захаренко все же не решился взять в школу шестилеток. Настоял на том, что нулевой класс должен быть в детском саду, отправил туда своих учителей. Наверное, он прав, потому что сохранил детям праздник учения. Шестилетки в детском саду ждут уроков, радуются им...

Во всей Черкасской области два бассейна. Один — в областном центре, другой — в селе Сахновка. Дважды в неделю занятия плаванием обязательны для каждого ученика, больше — сколько душа пожелает. По вечерам бассейн открыт для жителей села. Здесь все, как положено. Вот только воду хлорировать не хотят (детям глаза щиплет!). И пока не достали особый кварцевый песок для фильтров, опускают в воду серебряные полтинники. «Седьмой полтинник идет в дело, — говорит Захаренко. — Небольшой запас еще есть. Это нам надарили, когда мы собирали экспонаты для музея».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Начни с себя!

Открытое письмо секретарю обкома комсомола