Рекорд

Сергей Смородкин| опубликовано в номере №1100, март 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Стаханов хмыкнул:

— Не правда, что ли?

— Правда, да не вся, — сказал Машуров. — Критиковать все прытки. Ты предложи, как из прорыва выйти... Вот в чем вопрос... Давай лучше о подкове...

— Мужик, у которого я батрачил, — продолжал Стаханов без прежнего воодушевления, как-то сразу потеряв интерес к давней этой истории, — посулил мне коня уступить, ноли я работать хорошо буду. Я и лез из ножи. Три года оттрубил, а мужик меня на улицу выгнал. Ни копейки не заплатил. О ноне и речи нет... Ну, взял я на память подкову от того коня гнедого, который должен был моим быть... Чтобы помнить всегда...

Петров мельком взглянул на часы: без четверти десять. Разговор не клеился.

Выручила жена.

— Слышь, Алексей, — сказала она, — Гришин-то, говорят, опять семьдесят тонн дал. Я вчера жену его видела. Туфли на ней на каблуках. Платье крепдешиновое...

— Брось ты, — махнул руной Стаханов. — Далось тебе крепдешиновое платье. Не успел из шахты подняться — сразу про платье.

Петров знал Гришина — знаменитого забойщика с соседней шахты. Он специально смотрел, как тот работает. Пять смен с ним простоял. Хитро брал уголь Гришин. Если уголь струями шел, Гришин делал заборку. Пробивал сначала щель сверху и снизу. Тогда пласт угля выпячивался, как бы вздувался, и сбить его было легко...

Н каждому пласту был у Гришина свой подход. Работал здорово, что и говорить. Орден Ленина недавно ему дали... Петров недели две назад договорился с соседней шахтой и отправил в забой к Гришину Дюканова Мирона, чтобы все лучшее тот у Гришина перенял. Вчера Дюканов вернулся. Говорит: «Сто тонн все равно дать не смогу. Семьдесят, пожалуй, вытяну. Тут другого человека надо. Чтобы сразу мировой рвануть. Тогда толк будет...»

Петров не стал уговаривать Мирона. Знал от шахтного врача: открылись у Мирона опять старые раны, которые он принес с гражданской. Ноли не они, сделали бы дело с Мироном. Не один вечер вместе сидели, обмозговывали, что к чему да как перекрыть рекорд Гришина. Все подготовили... Теперь остановка: найти человека. Вроде легко. Сотни людей на шахте. И ударники есть. И середнячки. Лодыри или просто безразличные к себе и шахте люди. Нет, не просто человека на рекорд найти. Первое, чтобы человек был опытный. Не первый год в шахте. Во-вторых, чтобы дело свое знал и любил. В-третьих, чтобы грамотный был политически, понимал, что к чему. Потому что тут дело тонное — нельзя его завалить. Если уж пошли на ре-норд — кровь из носу, а сделай. И, кроме того, шахтера надо среднего взять по добыче: Чтобы каждому ясно стало: раз он смог столько угля взять — я не хуже...

— Я не хуже, — взорвался Стаханов, словно мысли прочитал парторга. — Мне Дюканов показывал, как Гришин работает. Ничего хитрого нет. В другом дело: чтобы без перебоев работать. Чтобы воздух был, лес был, чтобы молоток был запасной...

— Так в чем же дело? — сказал Машуров. — Я все подготовлю. Пойдешь, Леша, на рекорд?

— Пойду, если всю лаву мне прорубать дадите. Чего мне на уступе крутиться? И чтобы крепили за мной...

— А если опозоришься? — спросила жена. — Что люди скажут?

Стаханов молчал, чертил что-то темным твердым ногтем на холстине.

— Позора не будет. Не бойся, — сказал он наконец. — Если все по уму сделать, как мы с Дюкановым решили. Сходи-ка за ним, а? Он уже домой вернулся из клуба...

Все было решено в те теплые августовские вечера. Все расписано. Как по нотам расписано. А пришли в лаву — сначала руки опустились. Всю лаву пролезли до самого верха — нет крепежного леса. Что делать?

Стаханов быстро, почти бегом, пошел к штреку. Он вспомнил, что на днях видел у завала крепежный лес. Была авария, и его не успели забрать. Он так и остался лежать у завала. Бревна на месте. Одно к одному: сухие, звонкие...

— Э-э-эгей! — крикнул Стаханов. — Есть лес... На-ше-е-ел...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены