Путешествие в первобытные времена

Карел Земан| опубликовано в номере №679, сентябрь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мальчик Йирка нашел на берегу реки какой - то странный камень. Старшие товарищи объяснили Йирке, что это окаменевший трилобит, одно из первых живых существ на земле, вымершее миллионы лет назад.

Йирка потрясен. Во что бы то ни стало, он хочет найти хотя бы одного живого трилобита. Друзья рассказывают Йирке, что в те далекие времена на нашей планете существовали и другие не менее интересные животные. Ребята идут в музей, и то, что Йирка увидел здесь, еще больше разожгло его фантазию.

Йирка предлагает товарищам отправиться путешествовать в первобытную эпоху. Смогли же это сделать герои Жюля Верна! А ведь в наши дни многое из того, о чем писал Жюль Верн, уже исполнилось.

Четыре юных путешественника собираются в путь. Погрузив в лодку все необходимое, они поплыли вверх по течению реки. Вскоре из - за леса показалось огромное животное, похожее на слона. Это был самый настоящий мамонт.

С ребятами происходят удивительные приключения. Они бродят по болотам под густыми зарослями мелового периода, выходят к древнему, архейскому морю. Путешественники обнаруживают стоянку первобытного человека, наблюдают яростный бой носорогов и страшную схватку первобытных ящеров, спасаются от преследования гигантской птицы, похожей на страуса, отбивают нападение птеродактилей, видят бронтозавров...

Об этой увлекательной экспедиции вглубь прошедших эпох рассказывает чехословацкий цветной полнометражный фильм «Путешествие в первобытные времена».

Идея создания фильма, показывающего, как выглядела жизнь на Земле миллионы лет назад и как изменялась она с течением времени, возникла не случайно. Научная книга на подобную тему может содержать самые детальные описания, но наглядного представления о жизни в первобытные эпохи читатель не получит. Эту задачу может выполнить кино. Только оно в состоянии «оживить» давно вымершие существа и воссоздать картину природы далекого прошлого.

Для того, чтобы сделать фильм по - настоящему интересным, необходимо было приблизить прошлое к настоящему, ввести зрителя в обстановку незапамятных времен. Избранная нами форма фантастического путешествия оказалась очень плодотворной.

Постановщики фильма стремились показать влечение юного поколения к новым открытиям. Окном в таинственный мир прошлого послужила детская фантазия. Но первобытная природа, в которую попадают мальчики, конечно, уже не из мира фантазии. Все детали фильма, вплоть до самых мельчайших, созданы на глубоко научной основе.

Прежде чем приступить к съемкам, нам пришлось прочитать немало трудов ученых - палеонтологов. Художники сделали множество эскизов моделей доисторических животных, а также декораций. В ходе фильма отважные следопыты попадают в условия пяти различных геологических периодов. Поэтому художники должны были создавать не только отдельные модели растений и животных, но и целые первобытные пейзажи.

Вся эта сложная, кропотливая работа проводилась с помощью научных консультантов. Тесное сотрудничество с учеными позволило нам точно воспроизвести облик первобытных животных и растений.

Самой трудной для нас проблемой явилось «оживление» древних зверей. В фильме воссоздано около ста различных животных - от жирафов и диких лошадей до летающих великанов - птицеящеров и гигантских стрекоз мелового периода. Все эти существа по ходу действия бегают, прыгают, летают, плавают, дерутся. Движения каждого животного должны были соответствовать его величине, форме, весу. Чтобы успешно решить эту задачу, мы изучили повадки современных зверей. которые своим видом, «комплекцией», хотя бы отдаленно напоминают вымерших животных. Пришлось также прибегнуть и к теории: произвести расчеты ритма движений чудовищ, весивших несколько десятков тонн.

Модели зверей были сделаны из специального материала. Снаружи их покрыли несколькими пластическими слоями - резиной, полотном, тонкой проволочной тканью. Нам удалось настолько «оживить» свои модели, что они даже двигали скулами и шевелили складками кожи. Благодаря этому мы в значительной степени избежали впечатления топорности, которое, к сожалению, свойственно многим фильмам этого рода.

Чем дальше продвигалась работа, тем больше возникало трудностей. Наша модель бронтозавра, например, имела в длину лишь сорок сантиметров. А в действительности бронтозавры были гигантских размеров, по сравнению с ними даже слоны показались бы крошечными. Мы проделали десятки опытов, чтобы придать модели естественную тяжеловесность во время ее движения.

Много времени отняли у нас съемки животных в воде. Нужно было, например, показать небольших земноводных, которые водились в болотах известнякового периода. Для этого мы построили небольшое, но замысловатое приспособление, которое могло двигаться под водой. Сложный механизм соединял его с моделями животных. В результате нам удалось показать первобытных обитателей лесов известнякового периода в их стихии - воде.

Съемки происходили в студии кукольных фильмов и в обычных павильонах киностудии на фоне декораций первобытной природы. Ряд кадров снимался в Словакии и на морском побережье Германской Демократической Республики.

Особенно сложными были съемки, в которых одновременно участвовали мальчики - путешественники и первобытные звери. Мы использовали последние достижения кинотехники, для того чтобы добиться соответствия частей картин. Ведь одни кадры снимались методом маски на фоне природы, а другие - при искусственном освещении.

... Пустой, безжизненный пейзаж. Шумят волны безбрежного моря, набегая на голые скалы. Четыре юных путешественника с напряжением вглядываются вдаль. И вдруг раздается торжествующий крик Йирки. Здесь, на побережье архейского моря, нашел он наконец трилобита, из - за которого и было затеяно все это необычайное путешествие.

Маленький Иирка сумел осуществить свое желание. Он познакомился с историей нашей Земли, узнал, какие огромные изменения произошли в развитии жизни на нашей планете.

Фильм «Путешествие в первобытные времена» с интересом принят юными зрителями.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Опасный маршрут

Окончание. См. №№ 11, 12, 13, 14, 15, 16