Путь длиной в четыре года

Вячеслав Аксенов| опубликовано в номере №1222, апрель 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Это, конечно, было для нас самое памятное событие за все время.

Мечта 1974 – 1975 годов – услышать первый тепловозный гудок на трассе – сбылась.

Услышали!

Месяц бригада работала на укладке пути. Участок Усть-Кут – Звездный, или, если называть станции Байкало-Амурской магистрали, Лена – Таюра, – 64 километра. Из них наших – 7,5 километра. А вся дорога, как известно, – 3145 километров.

Последние метры первого перегона БАМа мы укладывали в канун пуска первого поезда. Ночью наша бригада перешла Таюру. На подходах к Таюрскому мосту был установлен рекорд: 1400 метров прошли за четыре часа.

Заключительное звено на отметке 64 километра уложила при свете фар в 20 часов 30 минут бригада Ивана Тищенко. А честь забить традиционный «серебряный костыль» была предоставлена Виктору Лакомову.

С января 1976-го мы снова рубили просеку. До марта. А потом – опять укладка пути. Впереди были станции Ния, Киренга, Улькан...

На XXV съезде Коммунистической партии Советского Союза от имени строителей Западного участка БАМа выступил делегат съезда Леонид Казаков, бригадир монтажников-бетонщиков строительно-монтажного поезда № 266.

«Тысячи и тысячи комсомольских судеб неразрывно срослись сегодня с трудовой биографией Байкало-Амурской магистрали...

Мы, бамовцы, отлично понимаем, как необходима эта трасса Родине, народу. Мы понимаем, что в предельно короткие сроки ее можно построить, только применяя самые передовые методы работы, самую прогрессивную технологию...

Мы в Сибири не гости, а хозяева. И работать хотим именно по-хозяйски, думая не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне...»

Все верно. Хорошо сказал Леня...

По итогам 1976 года комсомольско-молодежной бригаде строительно-монтажного поезда № 391 (бригадир В. И. Лакомов, групкомсорг В. И. Аксенов) вручено переходящее знамя ЦК ВЛКСМ «Герои пятилеток, ветераны труда – лучшему комсомольско-молодежному коллективу».

Просека – трудно, конечно. Но не было для нашей бригады времени тяжелее, чем последние месяцы 76-го. После октябрьских праздников предстояло уложить большой участок пути. «Нормальная» температура – 35 – 45 градусов мороза. А нередко и за 50. В поселке актируют дни, а мы работаем.

Звенья рельсов подавали из Усть-Кута, больше чем за сто километров. До вечера уложим – через несколько часов подают новые. Как подали – мы идем. Днем ли, ночью ли. В вагончике жили, в вагончике спали. Печка одна, а нас 20 – 22 человека. Просушиться негде. Возле печки жарко, а лед на полу не тает. Вышел из вагончика – одежда на тебе промерзает, прямо как доспехи рыцарские становится.

Выдержали. Не было в бригаде ни ссор, ни нытья.

14 августа 1977 года первый поезд пришел на станцию Киренга (поселок Магистральный). Это 169-й километр трассы.

Три года мы прожили в Звездном, а теперь стали жителями Магистрального. Переезд – и интересно и трудно. В Звездном мы всех знали, и нас все знали. А сюда переехали – совсем другое положение. Можно иной раз в разговоре услышать: «Ты здесь без года неделю...» Они правы по-своему. Живут, обустраиваются в Магистральном, воюют с трудностями вот уже скоро четыре года, с тех пор, как 2 июня 1974 года вертолеты доставили в палаточный городок на берегу таежной речки Окукихты бойцов иркутского ударного отряда. Им здесь каждая тропка знакома, к каждому дому своя рука приложена. Как у нас было в Звездном...

Начинаешь сравнивать – находишь и общее и различия. В Звездном, например, свободное время лучше организовано. Клуб хороший. В Магистральном тесноват клуб, летом, когда набивается народ, душно, в выходные дни мест не хватает.

Народный театр «Молодая гвардия» в Звездном – очень интересно! Руководит им Анатолий Байков. Смотрел у них «Город на заре» Арбузова, «Молодая гвардия» Фадеева. Понравилось. Бригада Александра Бондаря (он из отряда имени ХУЛ съезда, командир украинской делегации) поставила «Заседание парткома» Гельмана. Они должны были приехать в Магистральный в пятницу. Мы дружно пришли посмотреть этот спектакль. Проходит час, наших артистов нет. Потом звонят, что сидят в автодрезине на Ние, перегон занят, будут к 12 часам ночи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Диалог отца и сына

Время для мастеров. Беседуют Степан Иванович Мороз, заслуженный строитель РСФСР, и Алексей Мороз, каменщик.