Путь длиной в четыре года

Вячеслав Аксенов| опубликовано в номере №1222, апрель 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

На следующий день, в субботу, пришли звенья, и мы уехали к Улькану на укладку.

И первое, что спросили бондаревцы, придя в клуб: «Где бригада Лакомова, придут ли на спектакль?» А мы в этот день работали допоздна...

Я читал в местной газете записки Миши Халиулина «Страницы из дневника бригадира». С Мишей в Магистральном живем неподалеку друг от друга. Он сам инженер-программист по образованию, стройотрядовец, участник VI Всесоюзного совещания молодых литераторов. Высадился на Окукихте с иркутским отрядом, был бригадиром лесорубов, рубили они первую просеку под поселок. Вот что он пишет:

«2 июля 1974 года. Как-то видел я у Жалялова чертеж поселка. Бегло, но с интересом просмотрел его. Запомнилось, что, кроме общежитий, домов, магазинов, будут построены две школы, детские сады, комбинат бытового обслуживания, гостиница, клуб, профилакторий, больница. Новая делянка бригады Курцевича проходит по границе с будущей конторой СМП и гостиницей. Здесь пока оставляется зеленая зона. Справа проходит моя земля – под рабочий городок, контору мехколонны, ОРС, КБО. Еще правее рубит просеку бригада Петра Ивановича Шадеева, сформированная из вновь прибывших.

Сжимается сердце, когда лезвие топора вонзается в стволики молоденьких кедров, березок, осин. Сколько уже пеньков-култышек с мертвым, бледным срезом осталось позади. «Не надо, парни, рубить красивый кустарник – ольшаник, березняк, – не приказывал, а прямо-таки умолял я своих товарищей. – Будем оставлять. Попадет в зону строительства дома, срубят плотники. Окажется в стороне – скажут нам новоселы спасибо». И ребята соглашались. Правда, некоторые поговаривали, что и в нарядах нам кое-что срежут, но те, кто меня поддерживал, отвечали: «Пусть просека для нас будет дешевле, зато сами же в будущем порадуемся». Просил я у руководства чертеж денька на два, чтобы определить места будущих строений, разметить эти площадки и на них вырубить лес начисто, а вокруг только культивировать, прореживать густые заросли. Мое предложение одобрили, но чертеж не имеют возможности предоставить, он один-единственный на весь поезд, им пользуются постоянно и геодезисты, и мастера, и прорабы».

Когда подумаешь, во что обходится отсутствие лишнего экземпляра, плана, схемы, чертежа, чего стоит скороспелость иных решений... БАМ еще строить и строить. И опыт первых километров, первых поселков и горькие просчеты – все надо взвесить, обобщить, учесть.

В августе 1977 года в Братске состоялся областной фестиваль молодых строителей БАМа «Я – хозяин стройки». Это движение родилось у нас, на Западном участке. В каждой строительной комсомольской организации прошло собрание. Как говорили ребята из обкома, везде состоялся деловой, заинтересованный, страстный разговор о том, что комсомольцы и молодежь могут сделать для превращения БАМа в стройку во всех отношениях образцовую. Иначе и быть не должно – стоит только подумать, какие средства вкладывает страна в великую магистраль, каким вниманием и почетом пользуемся мы, бамовцы.

К 29 октября 1977 года, дню рождения Ленинского комсомола, открыто рабочее движение поездов до станции Улькан (209-й километр Западного участка БАМа).

В поселке Улькан золотистые домики из свежего бруса и досок разбежались по лесу. Здесь не рубили все подряд, не повторили ошибок Звездного и Магистрального. Лес – возле каждого порога...

Неподалеку от поселка – старинная деревушка Юхта. Потемневшие от времени избы. Нам рассказывали, что из Юхты и двух соседних деревень на войну ушел 41 человек. Вернулись трое. «Мужских рук не хватило даже для того, чтобы поставить памятник», – сказала пожилая женщина, тоже вдова войны...

Ребята из строительно-монтажного поезда «Юность Сибири» установили в центре Юхты обелиск. На нем слова: «Землякам, погибшим за Родину».

...Мы пришли в Улькан с рельсами: укладывали путь. А потом приехали в первом поезде как почетные пассажиры, как победители соревнования.

Идея этого соревнования родилась в начале 77-го года. Кто-то, сейчас уже и не скажешь, кто именно, предложил: давайте соревноваться за право стать почетным пассажиром первого поезда до западного портала Байкальского тоннеля. Иркутская областная газета «Советская молодежь» организовала обсуждение этого предложения. Его поддержали горячо, даже восторженно во всех комсомольско-молодежных коллективах. Штаб ЦК ВЛКСМ Западного участка БАМа и редакция газеты «Советская молодежь» в мае 1977 года утвердили положение о соревновании под лозунгом «Заслужи билет до Байкала». Результаты – промежуточные – подводятся ежемесячно для коллективов и ежеквартально для участников индивидуального соревнования. Они публикуются в «Советской молодежи». Победители соревнования получат диплом почетных пассажиров первого поезда по маршруту станция Лена – Байкальский тоннель и именной «серебряный костыль». Наименования лучших комсомольско-молодежных бригад и фамилии лучших строителей Западного участка будут занесены на 12-метровый обелиск, который установят на границе Иркутской области и Бурятской АССР.

Летом 1977 года «нашего полку прибыло»: в соревнование включились строители Бурятского участка БАМа, Всесоюзных ударных комсомольских строек Иркутской области.

Соревнование «Заслужи билет до Байкала» очень популярно на трассе. В нем, как я читал в сообщении штаба ЦК ВЛКСМ, участвуют сегодня больше 6 тысяч комсомольцев, около 12 тысяч молодых строителей. И мы, бригада Виктора Лакомова, конечно, гордимся тем, что были признаны победителями первого этапа соревнования. По рельсам, которые сами уложили, проехали от станции Киренга до станции Улькан. И разве передашь это необыкновенное чувство, каждому строителю известное: ты сделал – люди могут пользоваться.

«...выполнить до конца года работы по укладке железнодорожного пути на Западном участке БАМа от станции Улькан (209-й километр) до Байкальского тоннеля (284-й километр) и тем самым дать выход грузам непосредственно к Байкальскому тоннелю...» (Из социалистических обязательств рабочих, служащих, инженерно-технических работников управления строительства «Ангарстрой» на 1978 год.)

Обязательства напряженные, но экономически обоснованные. Темп и качество, качество и темп – так и только так работают комсомольско-молодежные коллективы стройки в год 60-летия Ленинского комсомола, в год XVIII съезда ВЛКСМ.

Мы с Виктором Лакомовым ждем встречи с Москвой – нас на областной комсомольской конференции избрали делегатами XVIII съезда.

Ну, а предсъездовские недели – это новые и новые километры. БАМ необходим стране, дорог каждый выигранный день – всегда помним об этом.

Дорога продолжается!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены