Птицелюбы

Евг Кригер| опубликовано в номере №254, февраль 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Итак, за коротеньким словам «АИР» скрывается и первый помощник Александра Сергеевича - С. Д. Трефилов, молодой конструктор, энтузиаст легкой авиации. На нем лежит вся тяжесть организации группы. Это - второе «я» Саши Яковлева.

Далее, машины созидает самоотверженная работа 20 - летнего Евгения Адлера. Этот авиационный механик, комсомолец, самостоятельно вывел, в жизнь «АИР - 6» и ныне назначен представителем конструкторского бюро Яковлева на Ленинградском заводе серийных машин. Извините за манерное выражение: Адлер обожает планерное дело. Летает и сам. Недавно Яковлев на 134 месяца отпустил его на состязания в Коктебеле, где он сдал экзамен на пилота - парителя.

Летают машины также благодаря Косте Синельщикову. Ему 21 год. Он нигде не учился, ничего не кончал, однако, Яковлев убежден, что из него выйдет исключительно талантливый инженер. Сейчас он самостоятельно ведет конструирование новой, очень серьезной машины. Нужно оказать, что слава о яковлевском бюро ныне облетела все авиаконструкторские круги, и очень часто приходят к Александру Сергеевичу мальчики и юноши с просьбой зачислить их в группу. Едва ли есть в мире более юное и безусое конструкторское бюро. В атом его большое достоинство, ибо едва ли где - либо в другом «взрослом» месте разрешили бы Косте Синельщикову, человеку без диплома, вести конструкцию новых машин.

Чья же еще любовь и дружба заключены в легкокрылом «АИР»?

Заглянем в сборочный цех группы. Это старый, огромный, многое видевший цех. Он похож на ангар, его выстроили в первые годы русской авиации. Внизу рабочие и мастера собирают машины. Наверху, на прилепившихся к окнам антресолях, на 15 чертежными столами сидит группа. По стенам летают в рамках ранее выпущенные, всей стране известные конструкции.

Что же случилось, товарищи? Почему юноши стали так талантливы, почему так легко дается им замечательная жизнь, счастливое творчество?

Читатель, не бойся, я не стану объяснять тебе давно известных вещей. Ты и сам замечаешь, как растут в тебе новые, замечательные способности, ты сам стал талантлив, энергичен, ты сам знаешь, что питательная среда для выращивания талантов - это время, советское время. Кто ты, читатель? Строитель мостов? Туннельщик? Хирург? Драматург? Что же ты удивляешься, что и другие юноши, яковлевские, стали обогащать жизнь своими талантами? Ничего в этом нет удивительного в наше удивительное время.

Вот сидит странный маленький человечек. Странно - он спит. В какой странной позе: стоя за пюпитром, положив руки в карманы брюк. Он чуть похож на Чарли Чаплина. Его так и зовут здесь, несмотря на то что по паспорту он Витя Алексеев. Тсс, он спит, он страшный соня, он умудряется спать даже на улице, в трамвае и в воздухе. Проснувшись, он сотворят великие дела. Придя в группу 15 - летним парнем, этот бывший копировщик стал незаменимым специалистом по конструкции крыла. Вот крылья летят над Москвой - это его, китина, работа. Если нужно что - нибудь быстро, почти не думая, сделать по крылу - плазы нервюр или лонжерона, дают Вита Алексееву. Однако у него тревожная жизнь. Его периодически исключают из числа ударников за опоздания. Он живет за городом и поэтому опаздывает.

Его очень любят в группе, он талантливый человек. Через 24 часа после снятия с ударничества его приходится снова премировать и называть удар - никем, ибо несмотря на сонливость он пламенный, незаменимый работник.

Спустившись вниз, где собираются машины, вы найдете других людей, чей труд держит «АИР» в воздухе. Это виртуоз - медник Василий Иванович Кузин, работающий в авиации с 1910 г. Он строил первые русские дирижабли, он участвовал в первом аэросанном пробеге. В группе он числится лектором, академиком по меди. В единый триумвират входят с ним сборщик Козлов и столяр Хромов. Каждое слово конструктора они ловят налету.

Когда машина готова, садится в нее и летит в испытание пилот Юлиан Пионтковский. Этот человек замечателен уменьем благополучно выходить из самой страшной катастрофы. Однажды чья - то новая машина отказалась работать и, с ревом ломая о воздух реле, полетела в смерть, в путаницу города, к проводам высокого напряжения. На аэродроме писали приказ о геройской гибели Юлиана, когда он под ехал в автомобиле и страшно флегматично отдал рапорт о благополучном спуске. Этот человек может посадить машину на крышу трамвая, в этом уверяли меня его друзья.

Вот что представляет собой машина Александра Сергеевича Яковлева: дружбу и молодость сорока человек - счастливое соединение для юной и дружной советской авиации!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Отчет страны

Письмо в редакцию журнала «Смена»