Отчет страны

  • В закладки
  • Вставить в блог

Письмо в редакцию журнала «Смена»

Написать о выставке всех достижений Советского союза за годы революции - о выставке, открытой к XVII партийному съезду в Политехническом музее в Москве, - непосильно для одного человека. Это совершенно ясно для каждого, кто хотя бы несколько часов провел в залах выставки, залитых голубым светом аргоновых ламп. Это равносильно предложению написать путеводитель по всей нашей необыкновенной эпохе.

В каждом атоме этой выставки спрессовано содержание, достаточное для многих томов. Эта выставка передает наше время в его непрерывно ускоряющемся движении. Ее необходимо изучать, как изучаются умные книги и научные теории, как летчик изучает авиационный мотор, а астроном - карту звездного неба.

К ней надо прислушиваться. Так электромонтеры, надев наушники. вслушиваются в чистый звон генераторов, делающих 3 тыс. оборотов в минуту. Прислушаться и услышать нарастающий гул времени, гул приближающихся эпох.

После осмотра выставки становится особенно ясно, что наше время спаяло в одно монолитное целое творческую фантазию и планомерную практическую работу и в этой монолитности - залог величайших побед.

Нельзя на двух страницах рассказать о Днепропетровской гидростанции, прожекторах, заливающих залы выставки серебряным и пронизывающим светом, о картах парков культуры и отдыха из живых цветов, о речных такси и туннелях метро, режущих широкой магистралью подземную Москву, где до сих пор копались только скромные археологи в поисках черепов, разбитых татарскими мечами.

Нельзя в коротких словах рассказать о голубой гондоле стратостата, крупнозернистой пшенице, автоматических телефонных станциях и, наконец, о громадных, до потолка, книгах. где вместо страниц открываются скульптурные световые макеты различных производств. Это все надо видеть.

Надо видеть синтетический каучук. драги с золотоносным песком, сменившие золотое руно Язона; кристаллы драгоценных руд; могучие трактиры Челябинского завода и груды исполинской моркови; маршруты полярных экспедиций я шлюзы Беломорского канала; сети с кетой и крабами «траулеры; молочные заводы и пятисотлетние сибирские кедры. Рядом с ними стальные модели дредноутов, выкрашенные га цвет мокрого полотна, молчаливые пушки; эскадрильи самолетов и амфибий; горы черноморских апельсинов; палевые как цвет каракумских песков карты «сухих тропиков»; теплоходы и блюминги; стремительные как торпеды корпуса паровозов «ИС» и «ФД»; глиссеры и доменные печи.

О каждой из этих вещей можно писать монографии.

Поэтому я думаю, что лучше всех описаний выставки было бы изучение ее комсомольцами - читателями «Смены», тем более, что выставка продлится несколько месяцев.

Отдел водного транспорта - мир великолепных кораблей, построенных после Октябрьской революции на наших верфях, мир теплоходов, буксиров, лесовозов, нефтяных карго, ледоколов. Модели этих судов сделаны с ювелирным искусством - им могут позавидовать прославленны г. молельщики Ливерпуля и Тавра. Из радиорубки, установленной в отделе водного транспорта, Политехнический музей говорит с Землей Франца Иосифа, перекрывая тысячи миль полярного мрака и стужи.

Эскадрилья самолетов - гигантов. В тени аэропланных крыльев стоят блюминги и автомобили, линотипы и ткацкие станки. В углах этого зала расположены, гигантские металлические пропеллеры, похожие на листья фантастических пальм.

Мощные прожекторы - конденсаторы и усилители света.

Аэросани. Позади видны модели металлических дирижаблей. На стенах этого отдела показана вся история грунтовых дорог: от непролазных проселков - родоначальников самой отчаянной ямщицкой брани - до асфальта, гранита и щебенчатого шоссе.

Модель металлургического завода. Рядом с ней находится замечательное сооружение - книга скульптурных макетов, показывающих весь процесс производства стали: от разведки руды до готовых изделий. Это книга с полыми деревянными страницами громадной величины. На этих страницах разверстаны макеты, закрытые деревянными шторами. Лектор последовательно открывает макеты перед слушателями, сидящими на скамьях амфитеатра. Амфитеатр движется по рельсам вместе со слушателями вдоль всей книги, по мере того как читается эта необыкновенная «книга».

Паровозы Коломенского завода. Внизу: самый мощный паровоз, выпущенный заводом до революции, - кургузый, маломощный, с императорским орлом на кузове; вверху: сверхмощный стремительный паровоз «ИС» - детище революции.

Работающая модель американской драги. Рядом стоит конструктор этой драги т. Верхотуров. В лотках видна золотоносная порода.

Тов. Верхотуров не только специалист по золотодобывающим машинам, он, кроме того, художник. В Музее революции выставлено много портретов старых революционеров, написанных Верхотуровым.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены