Правила для двоих

Беата Бушелева| опубликовано в номере №1386, февраль 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Этика поведения

От общих размышлений о сущности и происхождении этикета, о его истории, нравственных и психологических основах, с которыми читатель имел возможность познакомиться в №№ 2 и 3, перейдем теперь к конкретным советам, как поступать в той или иной ситуации, что прилично, а что является проявлением невоспитанности, что принято и что недопустимо. Однако правила и назидания, поучения и наставления, даже самые полезные, всегда немного скучноваты. Давно известно, что слова учат, а убеждают примеры. Вот мы и решили показать «этикет в действии» на примере двух молодых людей, через те проблемы и различные коллизии, с которыми они, а следовательно, и каждый из читателей сталкиваются в жизни.

Для начала познакомим наших героев. Пусть они встретятся в гостях у общего знакомого.

Он вошел в прихожую, где Она в это время снимала зимние сапоги, чтобы сменить их на туфли.

— Привет, — сказал хозяин. — Знакомьтесь, ребята.

— С удовольствием, — ответил Он, протянул руку и представился: — Толик!

— Лена, — сказала Она, испытывая некоторую неловкость оттого, что на одной ноге у нее был еще сапог, а на другой — туфля.

— Очень приятно, — улыбнулся Он.

На первый взгляд знакомство Лены и Анатолия прошло вполне благополучно: приличная ситуация, общий знакомый, определенный ритуал. Но для тех, кто хочет постичь этикет более тонко, заметим, что было допущено несколько ошибок. В частности, не следует знакомить людей в прихожей. Здесь гости только здороваются, а хозяин предлагает: «Проходите, сейчас я вас познакомлю». Молодой человек не должен первым подавать руку девушке. Да и привилегия оценить факт знакомства — «очень приятно», «рада познакомиться» — всегда принадлежит слабому полу. В устах мужчины эти слова не очень приличны, они напоминают снисходительное похлопывание по плечу. И уж совсем нехорошо, когда рослый, плечистый, взрослый юноша называет себя по-детски. Тут необходимо полное имя, обязательно фамилия и неплохо бы хоть какие-то дополнительные сведения (например: «Анатолий Северцев. Мы с Игорем учимся на одном курсе»).

Лена и Анатолий понравились друг другу. Весь вечер он оказывал ей различные знаки- внимания: ухаживал за столом, приглашал танцевать, подал пальто, когда они уходили. Лене было это, естественно, приятно. Но и в тот вечер, и впоследствии ее беспокоило одно обстоятельство. Всякий раз, когда Анатолий открывал перед нею дверь, поднимал оброненную вещь, придвигал или отодвигал стул, не позволял нести нагруженную сумку, ей очень хотелось сказать, как горячо и искренне она ему благодарна. В то же время она понимала, что нет тут ничего особенного и ей оказывают элементарные услуги, какие любой мужчина обязан оказывать даже незнакомой женщине. За что же тогда благодарить? Эти сомнения Лены разрешились однажды довольно своеобразно. Она ехала в трамвае и увидела, как молодой человек уступил место солидной даме. Та восприняла это как нечто само собой разумеющееся и уселась поудобней. «Извините, — наклонился к ней юноша, — вы что-то сказали?» Она взглянула удивленно: «Нет, ничего». «Простите. Мне показалось, что вы сказали спасибо».

Вот тогда Лена поняла, что за услугу благодарят. Всегда. Даже за самую маленькую. Даже очень близких людей. Словами, взглядом или улыбкой, но благодарят обязательно.

Еще одна проблема у Анатолия и Лены возникла со свиданиями. Когда Анатолий в первый раз провожал Лену, она всю дорогу терзалась: «Если он предложит встретиться, соглашаться или отказаться? Если сразу соглашусь, подумает, гордости нет. Откажусь — еще обидится». Короче говоря, когда Анатолий, уже попрощавшись, все же вернулся и спросил, не пойдет ли она с ним завтра в кино, Лена, потерявшая было всякую надежду, согласилась быстро и радостно.

Подруги после нещадно ругали ее и учили уму-разуму: «Соглашаться надо так, как будто ты одолжение делаешь. И вовремя не приходи, он подумает, что ты за ним бегаешь. Посматривай на часы, вроде торопишься. Не показывай виду, что он тебе нравится. Пару раз вообще не являйся — пусть поволнуется». И много еще подобного и в таком же духе.

Диву даешься, как живучи некоторые обывательские, мещанские представления об этикете. К сожалению, , многие девушки думают, что жеманство, кокетство, напускное равнодушие, подчеркнутое пренебрежение крепче привязывают юношу. Большие заблуждения трудно придумать.

Вспоминаю одну свою встречу с десятиклассницами, пригласившими меня на «девичник». Когда я закончила свое выступление, поднялась сначала одна рука, потом другая — и пошло.

— Скажите, разве неприлично, если девушка первая предложит парню встретиться?

— Когда выходит новый фильм, я всегда беру билеты и приглашаю своего друга. Мама говорит, что это не принято. А почему?

— Я встречалась с одним парнем два месяца. Мне захотелось познакомиться с его родителями, и я предложила прийти к нему домой. Он повел себя так, словно я сделала что-то неприличное. А что тут такого?

— Я гуляла со своим знакомым и взяла его под руку. Он растерялся и стал пугливо оглядываться по сторонам. Прямо смешно. Разве это рыцарь?

Отвечаю девушкам: «Бывают случаи, когда молодой человек застенчив и нерешителен; можно помочь ему, первой сделать шаг навстречу. Ничего крамольного в том, что вы приглашаете друга в кино, нет, хотя действительно привычнее, когда это делает мужчина. Вы, конечно, погрешили против этикета: напрашиваться в гости вообще некрасиво, а девушке к молодому человеку тем более; но при хороших и искренних отношениях это не такой уж большой грех. Случается, что женщина или девушка возьмет своего спутника под руку, но лучше все же, чтобы инициатива исходила от него». Как видим, ответы на все эти вопросы найти не так уж и трудно. Но вот что настораживает. Не слишком ли активно проявляли себя девушки в описанных ситуациях? Согласитесь, неприятно бывает видеть, как возле небрежно-модного парня суетится девушка: «Ты есть хочешь? Давай я за пирожками сбегаю. Слушай, ты завтра на вокзал не ходи, я сама съезжу, расписание спишу и тебе позвоню. И не бери с собой ничего. Я все приготовлю. Ну ладно, пойдем, я тебя провожу».

Тут явно утеряна та грань, где самоотверженность и забота о любимом теряют пристойные формы и превращаются в угодничество, раболепие, неприличную навязчивость. Под угрозу ставится будущее этой пары. Судите сами. Если юноша, попавший в зону обожания и погребенный лавиной безудержной заботы, принимает ее как должное, можете поверить: впоследствии он пополнит собой ряды мужей, которые не станут пить чай, пока жена не размешает сахар в стакане.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Комбат

Так это было на войне

Николай Зимятов

Спортивный автограф