Потомки Чингиз-хана

Як Окунек| опубликовано в номере №138, ноябрь 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

И пока у Дамбы не найдется барана для уплаты долга, китаец будет жить у него, а Дамба будет считать неприличным отказывать в чем - либо гостю.

До революции вся торговля в Монголии находилась в руках китайцев, которые закабалили аратов - пастухов долговыми сделками. Пережитки этой ростовщической торговли еще не вытравлены, несмотря на то, что в Монголию проникли уже советские торговые организации Центросоюза, а монгольское правительство развивает сеть кооперативов.

- Это правда. У Центросоюза все ясно, как на небе, - соглашается Дамба. Но он не приходит ко мне и не пьет со мною дзузан, а с китайцем я делаю дело за дзузаном.

*

На каждом шагу у монгола - боги, духи, демоны. Боги и духи принимают любой образ: они воплощены в образе барана, лошади, быка, собаки, они живут в степях под видом тарбагана (суслика), летают в небе в виде степного коршуна, они принимают участие во всех делах человека.

Ламаизм старается приспособиться к новым условиям, и в среде монгольского ламства возникает движение, сходное с нашей «живой церковью».

- В Ленине жил дух Будды, - совершенно серьезно утверждал ревсомолец - монгол.

В подтверждение своих взглядов он показал мне брошюру, напечатанную в Улан-Баторе.

«Революционное понимание общины дает прекрасный мост от Будды к Ленину, - перевел он мне. - Ленин ценил истины буддизма, построим же и мы основу буддизма на его заветах».

Попытки передового ламства подменить Ленина Буддой и внушить, что не Ленин, Будда был основоположником коммунизма, имеют своей целью удержать свой авторитет в аратских массах.

Но уже чувствуется трещинка в старых верованиях. Монголы осуждают жадность лам.

- Богам совсем не нужно скота, а скот нужен бедному человеку. Зачем же у дацанов столько стад? - рассуждал тот самый монгол, у которого гостил бродячий лама.

С огромными трудностями встает на новую дорогу темная страна пастухов, опутанная ламами, разоренная китайскими ростовщиками, забитая феодалами. На каждом шагу в ней переплелось новое со старым, которое цепко и живуче в этой стране пастухов...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены