Последний батрак

М Шошин| опубликовано в номере №237-238, январь 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Религия - это опиум.

- Ох, ты батюшки! Подумаешь! А знаешь ли еще, что такое опиум?..

Лиду встретила старуха в черном староверском платье с белым платком на голове. Пахло вымытыми полами и ладаном. Она разделась и почувствовала себя легко, возбужденно: ей захотелось обежать весь дом, на все поглядеть, ко всему дорогому сердцу притронуться.

Прежде всего, ее привлекло пение, и она заглянула в моленную.

Впереди у икон стояли четыре «странника», подстриженные в кружок, в длинных суконных поддевках, за ними - около десяти «странниц» в черных платьях, в белых платках на кромку, и дальше правильными рядами стояли десятка три мирян, или, на языке секты, «познамых».

Служба кончалась. Пели последние стихи.

«Кто бы мне поставил прекрасную пустыню,

Кто бы мне построил не на жительном тихом месте келью,

Чтобы мне не слышать человеческого голоса.

Не видеть греховного сего мира.

Начал бы я горько плакать грехов своих ради».

Отсюда приехавшая пошла по всему дому. Прошло десять - пятнадцать минут. Лида пошла посмотреть, почему не расходятся. Войдя в моленную, она увидела, что все теперь сидят, а отец, стоя за аналоем, произносит проповедь.

- Все пророчества святого писания, - услышала она, - по нашим старым книгам сбываются до единого. Все сбылось, что предсказано Святое писание нам говорит, что будут птицы железные летать - летают еропланы; сказано, что будет едино стадо и един пастырь - завелись колхозы; сказано, что будет печать зверя - есть книжки кооперации и карточки... Наступили времена антихриста, чурайтесь большевиков - исчадий ада, не идите в колхозы - не записывайтесь к антихристу...

Дом Карпа Исаича с давних пор являлся одной из главных штаб-квартир секты странников - бегунов.

Статут бегунов, не признающий никаких правил общежития, не признающий законов, требующий «сокрытия», привлекал в секту всех, кто находится в контрах с советской общественностью, и даже тех, у кого есть основания скрываться от пролетарского правосудия.

Секта состоит из людей трех сортов. Основную массу составляют сами странники, скрывающиеся от мирской жизни. Они отказываются от всякого общения с «греховным» миром, отказываются от своей доли имущества, если это только члены семьи, а главы семьи все распродают и вносят деньги в кассу секты. Дальше идут так называемые благодетели. Это в подавляющем своем большинстве кулачество глухих лесных деревень и бывшие люди, осевшие на отдаленных окраинах городов. Они содержат кельи, где останавливаются «странники». Иногда странник живет в келье по году, по два и во - всю эксплуатируется «благодетелем».

Вступающих в секту крестят в реке или в бочке и дают другое имя. Прежнее имя, отчество и фамилия не подлежат никакому упоминанию. В секте уже именуют их так: раб божий Митрофан, раба божья Марфа и т. д.

Дома у таких благодетелей всегда почти такие же, как у Карпа Исаича, - низенькие, чтобы не бросались в глаза, замаскированные то древесными посадками, то поленницами дров, то заборчиком с прирубами, боковушками, горенками тесными, искусно и экономно устроенными, - ведь в таком доме в будни бывает по тридцать человек, а в большие праздники умещается и до сотни.

Третью часть секты составляют «познамые» Это - зажиточная верхушка деревни. У них нет келий и боковуш для странников, но они носят к благодетелям в кельи «милостыну» - жертвуют всякую снедь, деньги, предоставляют ночлег проходящим странникам, в нужное время укрывают их на недолгое время на чердаках и ходят на моленья.

Бедняки встречаются среди них как исключение, потому что секта не обрабатывает тех, у кого нечего взять. Если удается кого - нибудь из них заманить, его вербуют прямо в «странники», и он фактически попадает в батраки к какому - нибудь благодетелю.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Из аграрной стала индустриальной

Каковы итоги пятилетки в четыре гола области промышленности?

Бытовая консультация

Вода ценится в пустыне, но не в статье