Пора возмужания

В Гейдеко| опубликовано в номере №870, август 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Матрены, и автор рисует такую сцену:

Наконец-то вздохнула

Полной грудью теперь,

А на плечи метнулся Соболь —

экспортный зверь.

Кажется, все правильно: она-то, Матрена, давно мечтала о соболях да и заслужила их с полным правом. А на самом деле какой фальшивой, оскорбительной выглядит эта прямолинейность, какой оттенок самодовольства придает автор Матрене, когда в финале стихотворения соединяет такие строчки:

И улегся красиво,

От счастья дрожит...

Вез Матрены

России

Ни за что

Не прожить!

Самые благородные и верные побуждения были у поэта. Внешне они даже осуществились: автор выражает Матрене и сочувствие и жалость, а в заключение даже вознаграждает героиню дорогим мехом. Но все добрые эмоции получили значение, противоположное замыслу.

И в том, что «правильный» замысел при исполнении неожиданно оборачивается фальшью, есть глубокая закономерность: сама природа художественного творчества обрекает на неуспех попытки говорить о дорогих каждому человеку вещах с внешней теплотой и искренностью, оставаясь при этом холодным и равнодушным. Пожелания молодой поэзии большей гражданской значимости, философской силы вовсе не являются чем-то для нее недостижимым. В лучших стихах мы можем видеть, как естественно воплощается полная неразделенность общественных и личных забот и стремлений:

Нас кормит жизнь, а не искусство,

А я в искусстве — с головой!

И оттого бывает скудно

С едой и прочей ерундой.

Так своеобразно жалуется на жизнь Павел Мелехин. Горькие афоризмы во многом можно назвать, автобиографичными: поэт еще не выпустил первой книги, и вполне верится, что с вещами, снисходительно названными «едой и прочей ерундой», ему приходится действительно трудно. И здесь автор делает существенную и опять оригинальную оговорку:

Но у меня такого не было, Чтоб я без хлеба день сидел. Во всяком случае, я хлеба Побольше Хлебникова ел.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены