Полвека молодости

Анастас Микоян| опубликовано в номере №994, октябрь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

В эти дни мы празднуем с вами пятидесятилетие Ленинского комсомола, организации по существу и характеру своему вечно юной: ее не старит время. Организации, у которой самый главный и замечательный итог работы за полвека — это прежде всего люди, миллионы и миллионы советских людей, преданных нашему общему делу. Сознательных, дерзающих, стойких и целеустремленных, мужественных, повседневно творящих историю каждым своим практическим шагом.

Их воспитал комсомол. Они прошли школу коммунистического воспитания, говорим мы привычно о молодых, чей подвиг в поле, у станка, в лаборатории института, в схватке с врагами утверждает правоту наших идей, доказывает незыблемость нашего строя.

Размышляя сейчас над полувековым опытом комсомола, связанным с направляющей деятельностью партии, уместно обратиться к словам Маркса, сказанным им еще в середине прошлого века. «...Наиболее передовые рабочие, — писал Маркс, — вполне сознают, что будущее их класса, и, следовательно, человечества, всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего поколения». Коммунисты свято следовали этой мысли Маркса, всегда проявляли глубочайшую заинтересованность партии в воспитании молодого поколения революционных борцов, верных нашему знамени, способных довести до конца историческую миссию коммунистов.

Вспоминается Ленин:

«В России людей тьма, надо только шире и смелее, смелее и шире, еще раз шире й еще раз смелее вербовать молодежь, не боясь ее. Время военное. Молодежь решит исход всей борьбы, и студенческая и еще больше рабочая молодежь».

Как завет, как жизненно важная программа воспринимались эти ленинские слова, написанные в 1905 году и в последующие годы... Черпая силы в молодой, энергичной, наиболее сознательной и передовой среде общества — пролетариях, революционной интеллигенции, трудящейся массе, наша партия как бы впитывала в себя соки молодости. И именно молодостью, размахом и высокой человечностью своей конечной цели партия большевиков была привлекательна для новых поколений революционных борцов...

В сущности, история комсомола начиналась гораздо раньше октября восемнадцатого года. Десятки, сотни молодежных кружков, правда, разрозненных, не имеющих пока цельной, объединенной программы, работали под руководством партии в разных концах России. Были и стихийно возникшие объединения молодежи. В воздухе носились ветры революции, и лучшие из молодых тянулись к революционной теории, понимая, что без прочного фундамента знаний нельзя вырасти настоящим революционером.

То время у меня как сейчас перед глазами. Я часто мысленно возвращаюсь к нему. И это не простое обращение к своей юности человека пожилого, не только дань воспоминаниям. С первых кружков, с тайных наших собраний и встреч, где горячо обсуждались вопросы теории и практики революционной борьбы, где буквально проглатывались запретные книги, газеты, прокламации, и начинался комсомол.

Сам я еще в 1913 году, в школе, за два года до вступления в партию, участвовал в кружке по изучению экономической теории Маркса. Связи с партийными товарищами у нас вначале не было. Наш кружок был инициативной организацией, и идея его создания пришла к нам как-то сама по себе.

Конечно, мы, кружковцы, не помышляли сразу об участии в политической борьбе. Мы учились. Жадно, с глубоким юношеским увлечением постигали азы марксизма. Учились самостоятельно анализировать, сравнивать и критически оценивать окружающую российскую действительность, вырабатывая в себе классовый подход к тем или иным общественным явлениям. Вот так, пока исподволь, мы готовились стать настоящими революционерами.

На второй год существования кружка мы связались с партийными товарищами, и они отнеслись к существованию нашего небольшого коллектива с интересом и пониманием. Они одобрили направление нашей работы, снабдили марксистской литературой.

Две книги, которые тогда оказали огромное влияние на формирование моего мировоззрения, я отчетливо помню и сейчас: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» Плеханова и «Что делать?» Ленина... Чтение и тщательная проработка этой литературы непосредственно приобщала нас к великому пролетарскому делу. И сознание этого настолько захватило нас, что мы не жалели ни времени, ни сил. Хотя, понятно, нелегко было совмещать учение в школе с тщательным штудированием серьезной теоретической литературы... Зато мы могли уверенно вступить в полемику со школьными учителями, отрицавшими марксизм, и часто побеждали в спорах.

В то время я впервые открыл для себя Ленина. Вдвоем с товарищем-кружковцем мы проработали Развитие капитализма в России». И нас поразила кропотливая, невероятно сложная работа Ильича над данными статистики, которые отражали, в сущности, малодоступные для простого глаза, но серьезные изменения в русской экономике, доказывали неизбежность развития капитализма в России. Постепенно у нас крепло убеждение в неминуемом крахе его.

Читая ленинские труды, я представил себе Ленина — целеустремленного, с подлинно революционным размахом мысли, темпераментного, задорного полемиста, покоряющего силой своих аргументов, силой своего убеждения. И со свойственным юности жаром полюбил Ленина, стараясь до глубин постигать ход его мысли, железную логику его выводов и рассуждений.

Процесс становления революционера происходил а каждом из нас. Мы занимались самообразованием и самовоспитанием. И сейчас, когда я перечитываю один из ленинских заветов молодым: «Старайтесь сделать главной целью своей организации самообразование, выработку из себя убежденных, стойких и выдержанных социал-демократов», — я думаю о том, что теоретическая подготовка, глубокое понимание тех задач, которые ставила перед собой партия, преданность революционному делу были необходимой предпосылкой для создания молодежной организации, как впоследствии и для ее плодотворной работы. Организации молодых коммунистов создавались как союзы единомышленников.

Я хорошо понял и прочувствовал это на собственном жизненном опыте: история создания комсомола на Кавказе, по существу, прошла у меня перед глазами, и сам я участвовал во многих памятных для организации коммунистической молодежи делах.

Кружок в Тифлисе, о котором я уже упоминал, постепенно разросся. Многие «старожилы», в том числе и я, а нам было 20 — 21 год, вступили в 1915 — 1916 годах в партию. В кружок пришли новые люди. Мы начали серьезно подумывать об объединении с другими молодежными коллективами. Вскоре такая организация учебных заведений Тифлиса была создана. А в конце марта 1917 года в Тифлисе состоялась конференция молодых социал-демократов из нескольких городов Закавказья. Этот срок созыва конференции был нами определен еще при царе. А вышло так, что мы собрались уже после свержения самодержавия. Уже на этой конференции резко обозначились два противостоящих крыла — большевистское и меньшевистское. И летом того же года стало совершенно очевидно, что в одной организации нам делать нечего. Тогда мы с группой товарищей решили созвать учредительное собрание по созданию Союза молодых социалистов-интернационалистов.

Такой союз был создан в сентябре семнадцатого года. Мы назвали его «Спартак». Назвали так в честь организации революционного крыла социал-демократов Германии, которым руководил Карл Либкнехт.

Тогда же нами был принят Устав, Программа и Манифест, с которым мы обратились ко всей трудящейся молодежи Кавказа...

Мне кажется, что решительное размежевание со сверстниками, настроенными по-меньшевистски, тогда, летом 1917 года, было серьезным испытанием убежденности большевистски настроенной молодежи. Политические убеждения были главным водоразделом в отношениях между людьми. Тем самым как бы закладывался нравственный фундамент будущей организации комсомола. Лучшей части сегодняшней молодежи присущи убежденность, верность коммунистическим идеалам, революционным традициям — значит, эстафета дел и идей принята...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Разговор с разведчиком

Полковник Р. И. Абель отвечает на вопросы корреспондента журнала «Смена» А. Лаврова