Поло водное или подводное?

Аркадий Галинский| опубликовано в номере №985, июнь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

«И под водой и на суше».

Не слишком ли дорого приходится нам платить за это? И нужно ли в принципе стремиться и победам ценой формирования у спортсменов психологии правонарушителей? Понимаю, неприятно это звучит — «психология правонарушителей», но ведь что поделаешь, таковы факты. Больше того, обучение запрещенным приемам в спорте неминуемо порождает неуважение к нормам общественной жизни вообще.

Помню такой случай. Киевский фотокорреспондент «Советского спорта» Попов приехал на вокзал, чтобы отправить с оказией в Москву срочные снимки. А заодно и передать для своих московских друзей два знаменитых «киевских» торта. Просьба его была не из обременительных: к приходу поезда в Москву у вагона должен был ждать 'редакционный курьер. И вот, увидев садившихся в один из вагонов молодых людей в спортивных костюмах и узнав, что они ватерполисты, Попов и попросил их об одолжении. Надо сказать, что он только начинал работать в спортивной прессе, а потому и не ведал, что более опытные его коллеги не рискнули бы воспользоваться такой оказией. Ватерполисты тем временем взяли у него пакет и коробки с тортами, причем оказались настолько любезными, что пожелали сами прямо с поезда доставить все в редакцию.

Вы, наверное, догадываетесь, что снимков редакция не получила ни в тот день, ни во все последующие, точно так же, как и друзья фоторепортера — торты. Но вышло так, что в одном вагоне с ватерполистами случайно ехал его знакомый. Он-то и рассказал ему спустя несколько дней, что не успел поезд набрать скорость, как торты были съедены, а пакеты со снимками с хохотом выброшены в окно. Попов написал в команду возмущенное письмо, требовал обсуждения этого поступка, но ответа не получил и по сей день...

Я мог бы привести еще много таких историй, но важнее, вероятно, сказать тут о другом. Испытывая, как и вы, достаточное отвращение к людям подобного сорта, я не склонен, однако, винить во всем одних ватерполистов. Таковы неизбежные плоды их воспитания. И что еще важнее — все это ведь не новость, не откровение! Восемь лет назад газета «Советский спорт» писала, что такого рода воспитание должно иметь (и в некоторых случаях уже имело) серьезные последствия, что, неправильно поняв обстановку, складывавшуюся в водном поло, дети, юноши, молодые люди применяют затем эти понятия и «на суше» — «на суше» в самом широком смысле слова. «В общем картина получается довольно нелепая, — писала газета «Советский спорт». — Школа, семья, производство должны исправлять нравы, прививаемые детям и молодым людям водным поло, вместо того, чтобы эта спортивная игра сама была подспорьем не только для физической закалки, но и для выработки целого ряда положительных качеств психологического и эстетического характера».

В водное поло играет с каждым годом все меньше и меньше людей. Мы ведь говорили уже, что оно потеряло популярность, приверженцы других видов спорта исчисляются десятками и сотнями тысяч, ватерполистов же только сотни. Но нам не безразлична и судьба одного человека!

Поиски выхода

Могут сказать, правда, что ФИНА недавно реконструировала часть правил. Но боже, что это была за реконструкция! Изгнание на бортик за очевидные грубые выходки заменено теперь четырехметровыми штрафными ударами — после набора определенного числа «ошибок». Однако игра от этого стала еще более грубой.

Несколько лет назад я рассказал об обстановке, которая сложилась в водном поло, известному баскетбольному тренеру Каракашьяну, ныне покойному. Он недоуменно воскликнул:

— Да ведь правила этой игры в пять Минут можно реорганизовать!

— Каким же образом? — поинтересовался я.

— Установить расстояние, скажем, в метр или в полтора, которое не вправе нарушать сторона, не владеющая мячом. Ведь каждому понятно, что в сближении с соперником заинтересованы только те, у кого мяча нет!

Предложение это было настолько простым и логичным, что несколькими днями спустя, когда я попросил знакомого ватерпольного тренера проверить его на деле, с его учениками, и он пошел на это, мы сразу увидели другую игру — такую, какой она была у нас когда-то! В другой раз я уговорил сыграть несколько минут по этому принципу мастеров, и эффект был тот же.

И мне подумалось тогда, что и у нас в СССР и в других странах нашлись бы опытные методисты, которые быстро разработали бы — обратись к ним только ФИНА! — такую структуру правил, которые сразу возвратили бы водному поло его красоту! И еще подумалось о том, что взять, не мешкая, все эти заботы на себя могла бы Федерация водного поло СССР (среди руководства которой есть люди, игравшие еще в «старое поло»). Вот и начали бы они, не откладывая в долгий ящик, эксперименты, чтобы явиться затем на конгресс ФИНА с убедительными иннограммами, кинолентами, то есть всем тем, чем оперируют наши специалисты на международных конгрессах федераций волейбола и баскетбола.

Встретился я как-то с известным нашим деятелем футбола Андреем Петровичем Старостиным. Времени у нас обоих было достаточно, и мы рассуждали о том, в чем состоит все-таки главная прелесть футбольной игры, в чем секрет ее популярности?

Андрей Петрович сказал мне:

— Все дело в том, что в футбол играют ногами и головой!

Это была точная мысль. Сколько ни был я участником и свидетелем разговоров на эту тему, ни разу не слышал довода более убедительного. игры в футбол много общего с цирком — искусством гиперболы и парадокса. В цирке все преувеличено, там происходит все, чего не бывает в жизни. Люди там ходят на рунах, перелетают с трапеции на трапецию, добровольно кладут голову в пасть льву, слон играет на губной гармонике, медведь ездит на мотоцикле. На футболе происходит почти то же: в обыденной жизни наши ноги идут, бегут, здесь — принимают, ведут, передают мяч, причем достигают в этом виртуозности, которая подчас недоступна рунам. В этом смысле каждый футболист сродни артисту. Футбольным игрокам, быть может, иногда даже труднее, чем артистам.

Кажется, Игорь Нетто рассказывал мне, что один из тренеров «Спартака» пригласил как-то в команду известного жонглера, чтобы тот показал игрокам, какие возможности заложены для футбола в технике жонглирования. И тот, взяв футбольный мяч, стал проделывать с ним удивительные вещи. И вдруг к жонглеру приблизился один из футболистов и легонько толкнул его плечом. Мяч упал на землю, покатился…

— Зачем вы это сделали? — спросил удивленный жонглер.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены