Показать героический путь комсомола

опубликовано в номере №195, июль 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

2. Бытовые проблемы привлекают некоторых писателей своим «пикантным ароматом» и поэтому они разрабатывают эти проблемы. Кроме того, писать о переживаниях человека легче, потому что здесь не требуется точных знаний и эта область более знакома писателю, поскольку он сам когда-то «переживал» и переживает.

А писать о «производственной жизни предприятий», как вы говорите в анкете, - это гораздо труднее, потому что писателю нужно знать это производство, изучать его и, мало того, нужно в какой-то степени быть самому связанным с производством.

Что же касается прямого вопроса, почему в произведениях на молодежные темы преобладают бытовые вопросы, я лично объясняю это тем, что до начала социалистического соревнования (1929 г.) в комсомоле слишком много места и времени уделялось бытовым вопросам и это породило исток соответствующей литературы. Теперь, конечно, этого уже не может быть, поскольку бытовые вопросы отодвинулись на задний план, а все внимание сосредоточено на производственных вопросах. Мы находимся сейчас у истоков производственной литературы, которая в скором времени несомненно даст и значительные произведения, в которых комсомол будет играть первенствующую роль. Первыми ласточками такой литературы можно считать последние произведения тов. Платошкина.

3. Я лично заканчиваю большую книгу о культурной революции в рабочем быту, в которой большое место отведено комсомолу и его роли в перестройке рабочего быта. В следующей книге, изображающей соревнование и ударничество на предприятии, место комсомольцам будет отведено как зачинателям и проводникам этой великой ленинской идеи. Но все-таки я думаю, что лучшие произведения на эту тему напишут сами комсомольцы, участники соцсоревнования, т.е. люди, которые сами горели великим пафосом строительства, на своих плечах вынесли его трудности и, преодолевая трудности, добились огромных достижений. Такие люди в комсомоле есть.

4. Для того, чтобы таким людям, т.-е. новым кадрам молодых писателей из среды пролетарского и колхозного юношества, дать большевистское воспитание, нужно всему комсомолу в целом и каждой комсомольской организации четко уяснить себе ленинское положение: «литературное дело должно стать общепролетарским делом». А это значит, что нужно, с одной стороны, не смотреть на литературное дело как на забаву, как на частное дело того или иного комсомольца, пытающегося заняться этим делом. У нас часто можно наблюдать такие факты, когда пишущего подымают на смех, третируют, считают это бесполезным занятием и вместо того, чтобы помочь ему, загружают другой работой так, что он или превращается в чиновника, или отстает от жизни и гибнет как литературный талант. По сути дела это есть варварство. С другой стороны, решительнейшим образом должно пресекаться все то мещанское, я бы сказал - неизжитое еще буржуазное отношение к выявившимся талантам, когда вокруг того или иного поэта или писателя искусственно создается ореол славы, восторженными криками в печати и. на собраниях раздувают его имя, чуть ли не носят его на руках, требуют ему орденов, справляют чуть ли не двухлетние юбилеи и т. д.

«Литературное дело должно стать общепролетарским делом», а раз так, то нужно к этому делу и относиться по-пролетарски, т.-е. без лишнего шума, без кривлянья, без ложного дутого пафоса, без того гнусного буржуазного отношения к талантам, когда одних превращают в магов и чародеев и курят им словесный фимиам, других, еще не успевших проявить себя, глушат чиновничьим бездушием. Все это осталось нам по наследству от старого общества и никто как комсомол в заботе о новых литературных кадрах должен уничтожить это наследство.

Надо добиться такого положения, чтобы каждый начинающий поэт или писатель встречал внимание и поддержку, и в то же время знал, что литература - это не магия, не головокружительная слава, не роскошная в перспективе жизнь, а это есть очень трудное, очень ответственное «общепролетарское дело». Надо добиться и такого положения, чтобы наши выявившиеся уже молодые таланты не воображали себя непревзойденными мастерами, гениями, изрекающими истины, а упорно работали бы над собой для того, чтобы быть наиболее полезным «общепролетарскому делу».

Ленин учил нас беречь таланты, и мы должны их оберегать как от варварского удушения путем загрузки литературно-талантливого человека несвойственной ему работой, так и от того ядовитого удушливого газа в виде искусственно раздутой славы, которой окружены и окружаются многие наши молодые таланты.

Г. Замойский

Совершенно верно: комсомол и его работа действительно мало отображены в художественных произведениях. Ну, а компартия у нас достаточно показана? А, если шире ставить вопрос, работа советов показана как следует? Это вопиющие прорывы в художественной литературе. Писатели непомерно больше уделяют внимания различным «проблемам» и, что всего противнее, проблемам постельным. Чем объяснить это? А тем, что большинство современных писателей - выходцы из мелко-буржуазной среды. Им, по их натуре, свойственнее всего копаться в «нутре» человека, анализировать «тончайшие изгибы поведения» героя, следить за ним, как он «подсознательно» пошел, да что он подумал, что его терзает, и так далее, без конца.

Ведь если кому-нибудь вздумается изучать партию и комсомол только по художественным произведениям литературы, он придет в недоумение: как могли «такая» партия и «такой» комсомол руководить и строить социализм? Попробуйте составить представление о компартии хотя бы по «Рождению героя» Либединского, а о комсомоле по «Первой девушке» Богданова. Что в этих произведениях положено в основу? Жеребятина. Только этим, видите ли, и озабочены партийцы и комсомольцы, и будто дел у них других нет.

Не лучше и в других произведениях. Как только писатель начинает показывать партийца или комсомольца, то непременной повесткой дня - половая проблема. Так сказать, стержневая тема.

Почему так? Да потому, что этим писателям, по их психо-идеологическому укладу, более свойственно заниматься такими, с позволения сказать, «проблемами». Ничего другого они не видят и не воспринимают.

Смею заявить, что большей грязи на партийцев и комсомольцев ни из одного ушата столько не вылито, сколько из лохани художественной литературы. Вольно или невольно - неважно. Еще хуже, что невольно. Выходит, как бы объективно.

А потом и так сказать: бытовую сторону легче показать, чем производственную. Тут, в этой бытовой стороне, всякой интриги можно накрутить сколько угодно, а вот производственную интригу много труднее показать. Ведь тогда надо не только съездить на производство, не только поглядеть, а поработать, досконально изучить. А это не всякому хочется.

Бытовой показ партийцев и комсомольцев есть линия наименьшего сопротивления в литературе.

Это бедствие будет продолжаться до тех пор, пока писатели не только перестроят свои литорганизации, о чем уже несколько раз они громогласно заявляли, но перестроят и самих себя, поставят перед собой иные творческие задачи; и до тех пор, пока в литературу не придет, по-настоящему, ударник от рабочих, от совхоза и колхоза. Только они - непосредственные участники гигантской строительной работы - могут дать и дадут широкие художественные полотна, где будет показана вся борьба и работа нашего комсомола двух полюсов единого фронта.

Призыв комсомола в литературу - боевая задача всех литературных организаций.

В своих произведениях я показывал и показываю деревенских комсомольцев. В первой и второй книге романа «Лапти» комсомольцы, если не во всей полноте, все же показаны как активные организаторы колхоза, но считаю, что и я - далеко недостаточно развернул ту изумительную, можно сказать, подвижническую работу колхозного комсомола. Комсомольцам деревни гораздо труднее работать, чем комсомольцу города. А особенно трудно работать там, где нет еще колхоза. Один из героев моего романа «Лапти», комсомолец Петька Сорокин, говорит:

- Туго приходится нам работать. Это не город, не рабочие. У тех все в куче, у них интересы одни, а у мужика семь пятниц на неделе и думы его тырря - врозь...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены