Показать героический путь комсомола

опубликовано в номере №195, июль 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Редакция «Смены» совместно с редакцией журнала «Молодая Гвардия» и издательством «Молодая Гвардия» разослала ряду советских писателей анкету следующего содержания:

1. Чем вы об'ясняете тот факт, что до сих пор советская литература не создала ни одного крупного художественного произведения, где отразилась бы та огромная роль, которую играет ленинский комсомол во всех областях социалистического строительства?

2. Чем вы об'ясняете также и тот факт, что те немногие произведения, которые разрабатывали молодежную тематику, избирали своим об’ектом узкие бытовые проблемы, а не вопросы участия рабочей (и колхозной) молодежи в производственной жизни предприятий, и нередко стояли на низком качественном уровне?

3. Собираетесь ли вы отразить в ближайшем будущем в вашем творчестве ту или иную сторону и поставить те или иные вопросы жизни и борьбы трудящейся молодежи? Если нет, то что мешает накоплению вами материала в этой области и воплощению такого материала в ваших произведениях?

4. Что необходимо, по вашему мнению, предпринять для большевистского воспитания новых кадров молодых писателей и в частности ударников, призываемых в литературу? Какое место в этой работе должны занимать литературные органы ВЛКСМ?

Ответы на анкету пока получены от тт. Л. Сейфуллиной, П. Замойского и И. Жиги. Эти ответы мы сегодня печатаем. Остальные ответы будут печататься по мере поступления.

Редакция приглашает всех читателей «Смены» высказать на страницах журнала свое мнение об ответах писателей.

Отмечая ряд спорных формулировок в ответах писателей, особенно в ответе т. Сейфу длиной, редакция даст свое заключение в одном из ближайших номеров «Смены».

Л. Сейфуллина

В своей анкете вы задаете довольно трудные вопросы. Мне хотелось ответить на них обстоятельно. Поэтому я несколько задержала ответное письмо.

1. Не только о ленинском комсомоле во всех областях соц. строительства, но и о самом соц. строительстве еще нет крупных художественных произведений. Легко написать трескучую победную реляцию со строительного фронта, трудно передать в образах, как этого требует художественное литературное произведение, всю сложную картину общественной обстановки, личных переживаний, противоречивые факты впервые возникшего небывалого в истории явления. Из всей человеческой массы, созидающей это явление, комсомол наиболее труден для подлинно-художественного изображения. И в маститой русской литературе повести и рассказы, героями которых являлась молодежь, зачастую страдали слащавостью, присюсюкиваньем, вообще лживостью, самым большим изъяном для организма литературного произведения. Переходная пора человеческой жизни от отрочества к возмужалости, когда в человеке еще жива детская насущная потребность потехи, игры, не омрачаемого никакой заботой полноценного веселья, является в то же время игрой первых ответственных столкновений со всеми пороками й несчастьями жизни человека, болезнями общества, заразой окружающих унылых мыслей, чувств, настроений, вредных для дела переустройства, улучшенья и этого самого человеческого общества и всего неправильного людского существования. Она является порой и самоопределенья в классе, в государстве, в избранном труде. Законное Стремленье всего молодого жить на всех парах наталкивается на отпор возмужалых, размеряющих теченье существования на основах знания, практического опыта. Утверждение мировоззрения, которое определит всю дальнейшую жизнь человека, и неизбежное наличие в той или иной мере еще неизжитого детского легкомыслия, сборный пункт всех противоречий бытия - вот юность.

Разве легко изобразить ее правдиво т.е. художественно-убедительно в литературном произведении. Изображенье роли ленинского комсомола в области социалистического строительства - задача удвоенной трудности. Здесь не только герои, но и сама сфера, в которой они живут и дышат - тоже юна. Закладка нового зданья пионерами социализма. Посудите сами, молодые, горячие товарищи, кто же из писателей может не хотеть изобразить молодежь в своем произведении? Ведь во все времена это была и будет самая читабельная книга, самая благодарная тема. И к ней все стремятся, многие за нее хватаются.

2. Вот в этой зачастую безответственной хватке ответ на второй ваш вопрос. Получаются скороспелые, низкого качества произведения. В заводском литературном кружке один автор читал рассказ из жизни молодежи. Когда дело дошло до поцелуев любящейся парочки, юноша-рабочий заявил: «Дальше» пойдет гладко; Линия наименьшего сопротивления». Он прав. В изображении горячего существования молодости линия наименьшего сопротивления приводит к половому чувству, к любви. И описанье этого одного момента сердцебиенья из кипучего участка бытия всегда более или менее удается, потому что в нем есть элемент одинаковости для всех эпох, отчасти даже и возрастов. Писатели иногда и бессознательно на нем «отыгрываются». «Узкие бытовые проблемы», по вашему определенью, большей частью с ним и связаны. Но. так как это только один момент, то изображенье целого получается кривым. И я не избегла участи писательского большинства в изображении молодежи. Мой рассказ «Преступленье» художественно немощен. Второй - «В общем и целом» - тоже мне не удался. Его надо заново переписать.

3. Как видите, не только собираюсь, но и стараюсь написать о молодежи. Накопленью материала в этой области мне ничего не мешает, - наоборот, даже все благоприятствует в данное время. Со мной живет сестра - комсомолка, активистка. В литературном заводском кружке я работаю с комсомольцами. Собираемся каждый пятый день, в дни отдыха. Эти дни я и обедаю в их заводской столовой вместе с ними. В разговорах после занятий узнаю даже мелкие подробности не только их быта, но и работы. Уехавший на лесозаготовки комсомолец-рабочий аккуратно и подробно пишет мне о своей работе и жизни на участке. С комсомольцами-ударниками с «Красного Треугольника» у них сохранилось бытовое знакомство. Материал есть. Воплощенью его мешают не только субъективное замешательство над трудной темой. Самое накопленьё материала отнимает много времени. Чужое творчество поглощает время, отведенное для своего. Писанья членов руководимого мной литкружка требуют пристального внимания. К занятьям приходится готовиться, потому что одновременно необходимо обучать и грамматике, и синтаксису, и теории словесности. Но именно в этих занятиях сохраняется мое право числиться советским писателем.

Вот именно такая работа в данное время насущно необходима для воспитания новых кадров молодых писателей. Это не значит, что именно такая, как моя лично. В моей, конечно, не мало дефектов. Но постоянная, регулярная работа - дежурство на литературных занятиях рабочих кружков. Обычно в них основное ядро - комсомол. Когда партийный актив из низов одолевал по командировкам учебу для занятия командных постов в армии, в политических организациях, на местах руководителей советских государственных учреждений, каждому из них учитель был обязан придти на помощь по отдельному требованию. С отстающим в математике учитель-математик занимался на дому. По этому же принципу надо готовить писателей из большевиков. Нельзя создавать громоздкие литературные кружки. Надо заниматься с таким количеством человек, чтобы каждого видеть отдельно со всеми его промахами и возможностями. Человек десять-двенадцать, не больше, на одного руководителя. К руководителям предъявлять требование добиваться доброкачественного и технически материала. Не допускать воспитывания легкого отношения к литературному труду, особенно барского: «не совсем хорошо, но это пишет рабочий, партиец, к нему надо снисходительно относиться». Такое поглаживанье по головке, - «хоть сопливенькие, но свои», - губит и мощные ростки. А самое главное - надо внушить начинающим писателям не только любовь, но и уважение к литературному труду. Как и всякий труд в государстве, он ответственен, поэтому заниматься им от безделья, писать с кондачка - значит вредить. Литературные органы ВЛКСМ должны внимательно и часто проверять работу руководителей и выяснять причины застоя, малой посещаемости кружков, плохой продукции.

С товарищеским приветом

Л. Сейфуллина

И. Жига

1. К великому сожалению, советская художественная литература не создала за последнее время ни одного более или менее значительного произведения не только о комсомоле, но и вообще о социалистическом строительстве. В этом-то и заключается ее отставание от темпов нашей жизни.

Социалистическое соревнование, ударничество, производственные и бытовые коммуны требуют своего художественного изображения. Но вся беда в том, что те, кто участвуют в этой героической борьбе за социализм, или не владеют достаточно художественным словом, или у них нет времени, чтобы сосредоточиться на изображении этой великой борьбы и стройки. А те люди, которые владеют художественным словом, но не участвуют сами в социалистическом соревновании, не прониклись пафосом этой борьбы и поэтому не могут дать значительных художественных произведений. Этот тяжелый разрыв между горячей жизнью и холодной литературной созерцательностью приводит к тому, что тематика большинства литературных произведений ни в какой степени не отвечает потребностям подлинных строителей социализма. Роль комсомола во всех областях. социалистического строительства неотделима от роли всего рабочего класса и его партии. И насколько у нас в литературе вообще почти не отражено соцстроительство, настолько не отражена в нем и роль комсомола.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены