Поиск «Чайки»

Руслан Лынев| опубликовано в номере №1128, май 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

- В школе ребята только учатся думать. Здесь думают, решают проблему, недаром сейчас в школе переходят на проблемное обучение: проблема дисциплинирует!

На втором этаже швейный цех. Его изделия - гарнитур для кукол - можно купить в «Детском мире». За разработку и освоение этой продукции цех получил премию Всесоюзной торговой палаты.

Стоит деловой гул машин. В своем сочинении о работе на «Чайке» одна девушка про этот самый гул написала так: «Очень раздражает. Я стала нервозной». На вопрос, помогла ли работа на «Чайке» расширить кругозор, она написала: «Вопрос по своему существу к делу не относится». В ответе на третий вопрос, повлияла ли работа на заводе на отношения в коллективе класса, девушка тоже не склонилась к сантиментам: «Труд на заводе как таковой отношения к школе не имеет и только отвлекает от учебы».

Не берусь рассуждать, что ждет эту девушку в жизни. Вместо этого хочу сопоставить ее ответы с другими.

«Когда видишь готовый комплект, то радуешься, что он сделан твоими руками и что какой - то ребенок, одевая куклу в этот костюм, будет радоваться. Я выбрала профессию врача. Хочу везде внедрять такую же чистоту, как в нашем цехе» (Чуткина Наташа, 9 - й класс 549 - й школы).

«Я стала понимать, что труд швеи нелегкий, но он приносит радость. Я стала больше уважать труд других. Дома помогаю бабушке - шью» (Самойленко Люба, школа № 549).

«Как - то по - другому стала смотреть на людей. Находить в них больше хорошего. Стала более выдержанной, терпеливой» (Машина Татьяна, школа № 549).

«Я стал уважать свою мать, стал понимать, как она устает на работе», - написал выпускник школы № 516 Бумаков А.

«Нравится серьезность поставленного дела», - отвечал выпускник 855 - й школы Молявкин А.

Буринцов Виктор из 1161 - й был столь же краток: «Рад, что делаю полезное дело». «Здесь я впервые увидел токарный станок и полюбил токарное дело» - признание Антонова Анатолия, выпускника 563 - й школы.

Или обратимся к пожеланиям. Надя Махоткина, школа № 535: «Хотелось бы, чтобы учащиеся могли соревноваться не только с собой, но и с большим заводом, чтобы не оставались в стороне от трудовых починов...» «Надо, чтобы ребятам больше доверяли работу на станках», - вторит ей выпускник школы № 538 Борис Макаров.

Вот какой разный резонанс от гула машин на «Чайке»: кто - то благодаря этому гулу легче преодолевает барьер при вступлении в большую жизнь, а у кого - то - и тут трудно ждать от «Чайки» сверхъестественного - гул этот усиливает предубеждение против «черной» работы.

Так это же, чего доброго, скажут, социальная и профессиональная дезориентация, а не ориентация. Нет, уважаемые, дезориентация - это когда знакомство молодежи с ее будущим делом носит рекламно - зазыв - ной характер, когда молодому человеку показывают лишь приятные стороны предлагаемой специальности, не соотнося ее с его способностями. Тогда и к выбору профессии он относится потребительски.

На «Чайке» же его не завлекают, а стараются показать истинные и естественные трудности работы на производстве. Это помогает в сочетании с профориентацией выбрать или отвергнуть профессию более осознанно, пусть путем ошибок, но еще пока не столь опасных, как в возрасте более зрелом.

Но спустимся ниже - на первый этаж. Здесь печатный цех, самый маленький. Ребята работают наборщиками, брошюровщиками, стоят у печатных станков. Печатная продукция «Чайки» - не только собственные рекламные проспекты, но и заказы других предприятий. И пусть не все рабочие этого цеха выберут профессию печатника. Умение печатать учебник, журнал, газету их не обеднит.

Если в пройденных нами цехах - ученических - взрослые работают мастерами, начальниками цехов, их заместителями по воспитанию, то остальная часть завода исключительно взрослая. Это прежде всего цех, где сосредоточены участки экспериментальный, токарный, литья под давлением, слесарный и другие, на которых положено работать только взрослым.

- Совсем без их подстраховки все - таки нельзя, - объяснили мне. Тогда я спросил:

- Что значит подстраховка? Уж не приходится ли взрослым во время каникул брать на себя дополнительные нагрузки?

- Не приходится. Просто на лето «Чайка» в плановом порядке снижает выпуск продукции. Наши снежники об этом предупреждены.

И еще сказали: за прошлый год «Чайка» отчислила в бюджет государства полмиллиона чистой прибыли. Так что у «большой промышленности» она не сидит в долгу и ее директору не приходится краснеть на балансовых комиссиях.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены