Поглядим на дорогу

опубликовано в номере №1141, декабрь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ставни проблемы

Ф. БЫБИН. Не следует забывать о реальных проблемах, которые неизбежно ставит сама стройка и эксплуатация дороги в будущем. Леса севера Читинской области отнесены к третьей группе. Это значит, что там разрешены любые рубки. И стройке и строителям будет нужен лес. А кто поручится, что строители будут соблюдать меру, окажутся рачительными хозяевами? Известно, что вдоль трассы намечено открыть десятки новых леспромхозов. Не является ли эта цифра чрезмерной? Представляется необходимым рассмотреть вопрос о переводе хотя бы части лесов вдоль трассы во вторую группу, где рубка разрешена только в размере годового прироста.

Л. КУДЕЛИН. Что верно, то верно. Дорога - дело хорошее. Только как бы так сделать, чтобы с тайгой поаккуратнее обходились? Соболь, белка, медведь, когда начнется стройка, уйдут в глубь тайги, они шума не любят. Но если лес повырубить, и птицы улетят, и сохатый уйдет, и ягод не станет.

М. ЛЕМЕШОНОК. Моя точка зрения может показаться очень узкой, это точка зрения человека, который много лет занимается наблюдением за пожарами и их тушением. Каждому ясно, что строящаяся дорога - это новые открытые богатства, новая жизнь. Но это и... новые пожары. В наши края приедут люди на строительство дороги и леспромхозов, в девственных местах заработают механизмы. Иногда одной искры достаточно, чтобы загорелся сухой мох. Для новых людей тайга на первых порах будет просто скоплением деревьев. Они не сразу узнают, как медленно вырастает в наших местах маленький куст, не то что дерево. Этих людей нужно заранее учить осторожности. Здесь требуется планомерная разъяснительная работа. И вторая сторона вопроса: заранее нужно подумать об оснащенности пожарных дружин.

О. ПАВЛОВ. Строительство этой магистрали по праву считается беспрецедентным, не только потому, что большая часть трассы будет лежать на вечной мерзлоте. Участок магистрали от Байкала до Тынды пролегает в зоне высокой сейсмичности. Во все каталоги мира вошло Муйское землетрясение 1957 года, как одно из сильнейших века. В 1959 году в районе Байкала разразилось девятибалльное землетрясение, в эпицентре которого произошло смещение дна на 15 метров. По всей вероятности, подобные явления будут повторяться.

Дело осложняется тем, что мерзлота, особенно высокотемпературная, повышает сейсмичность. С большинством речных долин, которые пересечет трасса, связано существование таликов, мест, где мерзлота вытаяла. Талики ведут себя наиболее безобразно. А между тем через реки и долины предусмотрено сооружение мостов. И расчеты при их проектировании придется вести исходя из того, что береговые и русловые опоры при землетрясениях будут испытывать разное напряжение. Строительство потребует оригинальных инженерных решений, учитывающих каверзный характер района.

Надо сказать, до нынешнего года контакт наш с проектировщиками был слабым. Сейчас положение изменилось. По заказу Минтрансстроя составлена программа сейсмологических исследований, которую предстоит выполнить в самые сжатые сроки.

В. СКАЛОН. Девять десятых земель, прилегающих к трассе строящейся дороги, представляют собой целину, так как почти не подвергались воздействию технически вооруженного человека. Это дает возможность осуществить эксперимент мирового значения: доказать, что в условиях социализма можно строить, не разрушая внешнюю среду сверх строго необходимого. Это представляется тем более важным, что трасса проходит в районах Севера, где лес восстанавливается крайне медленно. На юге карагач вырастает за год на 120 - 130 сантиметров, а береза в районе БАМа - от силы на полтора сантиметра. Если строительство магистрали не будет проникнуто идеей охраны природы, то есть все основания ожидать, что на огромных пространствах утвердится так называемая «биологическая пустыня».

До сих пор бытует мнение о неисчерпаемости запасов леса Сибири и Дальнего Востока. Это миф. Лес рубят вдребезги, без остатка. При таком хозяйствовании его запасы истощатся уже в обозримом будущем. По нашему мнению, тайга должна рассматриваться как потенциальная пригородная зона (II группа лесов).

В тайгу иногда без особой необходимости гонят бульдозеры, вездеходы, которые сдирают слой почвы вместе с кедровым стлаником. Этот слой (в ладошку шириной), как шубой, прикрывает склоны сопок, укрепляет их, сохраняет мерзлоту. Сгорая (сколько среди строителей туристов!), мох обнажает почву, по которой беспрепятственно мчатся снеговые и дождевые воды. Это грозит дороге постоянными селями и обвалами.

Какой же видится выход? При Главном управлении строительства БАМа необходимо создать отдел охраны природы (он должен иметь свой оперативный бюллетень). При отделе был бы полезным консультационный совет из авторитетных ученых региона. Всякое поощрение, всякая оценка работы любого строительного подразделения должна устанавливаться не только в зависимости от выполнения плана, но и соблюдения природоохранных мер. С такой же точки зрения уже сейчас должны рассматриваться и все проекты строительства.

БАМ - СТРОЙКА ГРАНДИОЗНАЯ. СФЕРА ВЛИЯНИЯ БУДУЩЕЙ ДОРОГИ РАСПРОСТРАНИТСЯ НА МИЛЛИОН КВАДРАТНЫХ КИЛОМЕТРОВ. НАД РАЗРЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМ, КОТОРЫЕ СТАВИТ СТРОЙКА ВЕКА, РАБОТАЮТ МИНИСТЕРСТВА, ИНСТИТУТЫ, ЗАВОДЫ, ФАБРИКИ... НАШ ЖУРНАЛ НЕ РАЗ ЕЩЕ РАССКАЖЕТ ОБ ЭТОМ. УСПЕХ СТРОИТЕЛЬСТВА ЗАВИСИТ ОТ КАЖДОГО ИЗ НАС. БАМ - НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО. ЕГО ЗАБОТЫ - НАШИ ЗАБОТЫ, ТВОИ И МОИ.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Место на земле

С начальником комплексной экспедиции Московского государственного института по проектированию железных дорог Александром Алексеевичем Побежим беседует специальный корреспондент «Смены» Лина Тархова