По Югославии

В Захарченко| опубликовано в номере №699, июль 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

В Цетинье много исторических памятников. Здесь находится известный музей Петра Петровича Негоша, крупнейшего поэта Югославии. Мы переходим из одного зала в другой, знакомимся с жизнью Негоша и поражаемся многогранности его интересов, глубине познаний и неуемности творческих поисков. Мы склоняемся над дипломом Одесского общества любителей природы: в 1842 году это общество присвоило звание почетного члена Петру Негошу; читаем письма русского консула в Дубровниках Еремия Галича, который был личным другом Негоша и оказал немалую помощь братскому народу Черногории. Вот письма русских ученых и литераторов, адресованные этому большому писателю и государственному деятелю. Так же как в Венгрии жизнь Шандора Петефи, так в Черногории жизнь Петра Негоша люди считают образцом, достойным подражания.

Когда мы вышли из музея, к нам подошел старик - черногорец в национальной одежде: в белых штанах и красном камзоле. На голове у него маленькая цилиндрическая бархатная шапочка с черной гривой из нитей. Он пригласил нас в тризницу - местную столовую - выпить по стакану вина.

Мы говорили о дружбе наших народов, уходящей корнями в далекое прошлое. Нам особенно запомнилась фраза, которую любят повторять в Черногории: «Нас вместе с русскими как - нибудь 200 миллионов!»

Следы времени

Мы выходим из гостиницы «Москва» и идем по улицам Белграда. Вечереет. Улицы, освещенные лампами дневного света, многолюдны.

На углу одной из улиц и какого - то переулка на стене дома мы видим полустертую надпись: «Осмотрено. Мин нет. Сапер Иванов, 1944 год».

Здесь шли когда - то советские саперы с миноискателями.

Наше внимание привлекает бронзовая доска, вделанная в асфальт тротуара. На ней выпуклыми буквами отлита надпись в честь тех, кто восстанавливал мостовую главной улицы города.

Тихими зелеными улицами, над которыми сплели свои ветви каштаны и платаны, мы поднимаемся на холм, где стоит крепость Келимегдан. Возле крепости - Музей национальной обороны. Среди ржавых пушек и когда - то грозных танков весело играют ребятишки, и ветер треплет красные ленты на венках возле памятника героям.

Отсюда виден весь город в легких дымках заводов, в зелени, в красной черепице. Отсюда видны далекие контуры строящихся зданий, поля, виноградники.

Отсюда видны места бывшей переправы через Дунай, где советские воины прошли через реку и вместе с патриотами Югославии освободили Белград от фашистских оккупантов. Это следы кровной, нерушимой дружбы наших народов.

И кажется, что отсюда видно само будущее югославского народа, строящего новую, светлую жизнь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Занавес поднят

Опера «Запорожец за Дунаем» на сцене клуба Поронайского бумажного комбината