Плечо наставника

опубликовано в номере №1405, декабрь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ребятам нравятся такие веселые, мастеровитые .люди, которые к тому же, как говорят, не задаются, держат себя как равные с равными. Немудрено, что и Костя тоже решил стать экскаваторщиком — после восьмого класса подал документы в училище. Но ни он, ни мы не предвидели, что из этого получится. Его родители — кстати сказать, довольно видные в городе люди — подняли шум: «Как это так — наш единственный ребенок пойдет в рабочие? Не бывать такому!» И водворили парня снова на школьную скамью: «Закончишь десятилетку — пойдешь в институт, мы поможем тебе устроиться».

Смешно и обидно слушать подобные рассуждения. Ведь рабочий — это главная должность на земле! Я, например, уже больше двадцати лет знаю экскаваторщика Виктора Александровича Сотниченко. Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР нескольких созывов, замечательный наставник молодежи, интересный и умный собеседник. Легендарный летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза Владимир Коккинаки, писатель Михаил Алексеев, поэт Егор Исаев, многие другие известные люди лично знакомы с этим рядовым рабочим, бывают у него в гостях, считают за честь поддерживать с ним дружеские отношения.

Вот вам и рядовой рабочий! Не в должности соль, а в том, как ты к ней относишься, что у тебя на уме, какой пример подаешь окружающим.

Да и дорога в инженеры никому из рабочих не заказана.

— Так что же вы тогда сокрушаетесь, Евгений Данилович? Вашей-то вины в истории с Костей нет. Родители вправе влиять на выбор сына...

— Так-то оно так. Но, во-первых, начнем с того, что они не правы, когда в глазах сына принижают звание рабочего человека. А во-вторых, я и для себя сделал вывод из этой истории: надо нам, наставникам, общаться не только с подшефными, но и поддерживать контакты с их родителями, чтобы знать, в какой семье какая обстановка, в каком психологическом климате живут ребятишки. Тогда и коэффициент нашей шефской работы будет намного выше. Мы уже обсуждали эту проблему в совете наставников...

— Слушаю вас, Евгений Данилович, и вот о чем думаю. Совет наставников Лебединского ГОКа — лучший в области. Делается огромная работа. Мне рассказывали, что по инициативе шефов, в том числе и по вашей, в техническом училище по-новому организован учебный процесс: в группах, где готовят машинистов экскаваторов, учащиеся одновременно овладевают профессиями электросварщиков и слесарей. Ведь это очень большое дело. На шагающих экскаваторах только такие, всесторонне подготовленные люди и могут хорошо работать. Кроме того, это смягчает проблему кадров. В одном человеке предприятие получает сразу как бы трех специалистов. Чем плохо? Вот и ваша бригада: своими силами смонтировала новый шагающий экскаватор — ни одного человека не приглашала со стороны. Так? Не говорю о других ваших наставнических делах — вы их знаете лучше меня. Я полагал, что у вас в этом деле уже все отлажено и нет никаких особых проблем...

— Да как вам сказать... Обнаружили, например, что 74 бригады — а всего их на комбинате 810—работают ниже своих возможностей, не достигают отраслевых рубежей. Стали разбираться. Потребовали отчета от бригадиров-наставников: что за воспитательную работу они ведут в своих коллективах, если те не справляются с поставленными задачами?

По цепочке добрались и до комсомолии. Почему на комсомольских собраниях очень редко бывает, например, такая повестка дня: «Твой личный творческий вклад в дела коллектива»? Почему на заседаниях комитета комсомола и на комсомольских собраниях не заслушиваются отчеты комсомольско-молодежных коллективов и отдельных молодых производственников о выполнении ими своих обязательств? Или вот такое дело. Когда на шахте имени Губкина комсомольско-молодежная бригада Юрия Чистникова почти на четыре месяца раньше срока выполнила свое четырехлетнее задание, то в этот день ее на поверхности встречали цветами, алыми лентами победителей, крепкими рукопожатиями и митингом. Там это уже давняя традиция. А почему у нас комитет комсомола не может ее перенять?

Имеет все это отношение к наставничеству? Конечно! У нас асе ведь нет каких-то обособленных задач. Формы работы разные, а цель-то одна. Вот и нажимаем теперь на комбинатовскую комсомолию, чтобы действовать единым фронтом.

Во втором разделе проекта Программы КПСС говорится о необходимости шире распространять передовой опыт, подтягивать отстающих до уровня передовиков. Я бы предложил расширить этот раздел: «Всемерно развивать традиции наставничества во всех отраслях народного хозяйства».

Утром я поехал в бригаду. Попросил рассказать о Черняке.

— Слов нет — одни чувства,— засмеялся Николай Переход.— Мужик — во! Я вам приведу только один пример, и вы поймете, за что он у нас пользуется уважением. У Черняка — масса общественных обязанностей. Но на работе это не отражается никоим образом. Общественными делами Черняк занимается обычно в свободное время и по выходным. Никогда не берет справок, чтобы ему выводили среднюю зарплату за время отсутствия...

— С таким бригадиром — в огонь и в воду,— добавил Федор Евстафьев.— Вот был у нас случай в сентябре. На понедельник намечался подъем стрелы и предварительное опробование экскаватора. Черняк не приказывал — только спросил: «А что, хлопцы, не поработать ли нам немного в воскресенье, чтобы не осрамиться в понедельник?» И явились все.

— Шефской работой я раньше не занимался,— сказал заместитель бригадира Анатолий Поздняков.— Считал — мне это ни к чему. Но Черняк такой: никому дремать не дает. Оказывается, это даже интересно. Встречает меня как-то на улице классный руководитель подшефного класса: «Андрюша Иванов нахватал двоек и не торопится их исправлять. Может, вы повлияете?» Мужской и откровенный у нас получился с ним разговор. Теперь постоянно слежу за Андрюшкиными делами: больше нет у него двоек, да и от троек он отошел уже на приличное расстояние. Это, знаете ли, приятно...

— Что я могу сказать о Черняке?— ответил на мой вопрос спокойный, немногословный и рассудительный Виктор Эверт.— Государственный человек. Творческий, ищущий. Раньше, например, считалось, что такие могучие экскаваторы, как наш, могут работать только на отвалах и не приспособлены для загрузки самосвалов: слишком у них объемистый ковш и велик вылет стрелы. А мы по его предложению попробовали. И что вы думаете: очень даже здорово получилось.

И мне стала еще более понятной притягательная сила этого человека, который в свои пятьдесят лет остается таким же неутомимым, каким приехал на Курскую магнитную аномалию когда-то по комсомольской путевке.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Кровь за доллары

С политической трибуны XII Всемирного

Друг Серега

Рассказ

Звезда приехала

Клуб «Музыка с тобой»