Плечо наставника

опубликовано в номере №1405, декабрь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Евгений Черняк, кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, бригадир экскаваторщиков, председатель совета наставников Лебединского горно-обогатительного комбината

Самый настоящий, без скидок и натяжек? — переспросил первый секретарь Белгородского обкома комсомола Олег Полухин. — Есть такой! Записывайте... Хотя... Сделаем так. Я вот здесь, на бумажке, пишу фамилию, и мы проверим: прав я или не прав. Нет возражений?

Трем работникам обкома задал Полухин вопрос: кто лучший наставник среди горняков области? И все уверенно назвали одного человека.

— Что и требовалось доказать.— Полухин перевернул лист бумаги. — Выпадает вам неблизкая дорога к Черняку Евгению Даниловичу — в город Губкин на Лебединский горно-обогатительный комбинат.

...С Черняком наш корреспондент Михаил Печерский встретился вечером, после работы.

— Евгений Данилович, попалась мне газета «Оскольская Магнитка». Пишут в ней о том, что строительное объединение плохо заботится о своем нее ПТУ. Особенно грустно, что в нем даже эпизодически не бывают, как написано, «наши прославленные бригадиры, которые живут только сегодняшним днем, не устанавливают контактов с учебными группами, не берут над ними шефство, не участвуют в воспитании своей будущей смены...».

— Вашу мысль понял: там правильно бьют тревогу. Конечно, и в самом училище есть, кому заниматься обучением и воспитанием. Люди за это зарплату получают. А у бригадиров и своих дел всегда под завязку. Ну и что?

Мы вот, например, тоже не сидим без дела. Проблем, забот достаточно. А все же наша бригада взяла в школе шефство над пятым классом и вместе с учителями довела его до выпускных экзаменов. В этом учебном году у нас десятый класс. Мы с ребятами подружились, когда они были еще четвероклассниками. Каждый год заключаем с подшефными договор о соревновании, потом ежемесячно отчитываемся о его выполнении. Один экземпляр договора висит в школе, другой — у нас на участке, на самом видном месте. Главные пункты в нем: для бригады — добиться стопроцентного выполнения плана, для учеников — стопроцентной успеваемости.

То же самое с учебной группой профтехучилища. Нынче она у нас уже третья по счету. В ней готовят экскаваторщиков. Нам ли не знать, чему и как учить свою будущую смену? Да и учить-то ведь есть на чем: на полигоне училища свой экскаваторы. Молено прямо на них показывать, как обращаться с машиной. С группой у бригады тоже есть договор. Для меня и моих товарищей уже давно вопию в традицию бывать и в ПТУ, и в школе на комсомольских собраниях, уроках мужества, диспутах, вечерах. Вместе ездим в близкие и дальние экскурсии...

— Но ведь это же очень хлопотное дело, Евгений Данилович! Когда вы успеваете? Вас же в бригаде всего восемь человек...

— Да мы всей бригадой туда и не ходим. Группами по два-три человека. Сегодня одни, через день-два — другие. А что касается хлопот, куда от них денешься? Прихожу, например, однажды к начальнику автотранспортного цеха: нужен автобус, чтобы подшефную группу будущих экскаваторщиков свозить на Курскую дугу. Тот, не поднимая головы, чертит на моей заявке резолюцию: «Автобусов нет и не будет». Ладно... Кладу бумагу, в карман, иду повыше — к главному инженеру комбината: «Вот вы мне скажите, пожалуйста, куда я нацелился везти этих завтрашних молодых рабочих — в свой собственный сад яблоки собирать? И заодно давайте сразу же уточним: воспитание молодого поколения на героических примерах — это важное дело или так себе, пустячок?» Автобус, естественно, нашелся. И возвратились ребята с Курской дуги с богатейшими впечатлениями.

Или такой пример. Пришли мы в подшефный класс. Стал я спрашивать у ребят: «Где твои родители работают?» Отвечают: «На комбинате». «А где именно? Ведь наш комбинат велик — за день не обойдешь». Пожимают плечами. Ну и дела! Оказывается, они еще как следует и не видели нашу самую что ни на есть сердцевину Курской магнитной аномалии, не представляют, чем занимаются их родители и где им самим придется работать через считанные годы. А ведь не зря говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

И вот мы несколько дней возили их по всему комбинату. Побывали и в карьере, и на всех трех обогатительных фабриках, на других производственных участках. Даже сфотографировались всем классом вместе с бригадой в десятикубовом ковше нашего экскаватора. Это ведь какая познавательная получилась экскурсия! К тому же многие ребятишки углядели на досках почета портреты своих родителей. Вот было радости! А на уроке русского языка наши подшефные писали потом сочинения о своих впечатлениях от этого путешествия.

Такие вот встречи, экскурсии, отчеты друг перед другом дисциплинируют не только ребят. Они и бригаду воспитывают. Попробуй-ка плохо поработать или сотворить что-то недостойное — как потом будешь смотреть в глаза мальчишкам и девчонкам? В своем-то коллективе еще так - сяк, можно выкрутиться, а перед ними же стыда не оберешься...

— Какие качества наставника вы считаете главными?

— Терпение — вот что самое главное. И, конечно, уважительное отношение к ученику. Как в семье, так и тут не надо длинных и нудных нотаций, крика и ругани, даже если тебе кажется, что у твоего подопечного руки растут «не оттуда». Зануды и крикуны никогда не были хорошими воспитателями.

Однажды ко мне на стажировку попал выпускник ПТУ Сергей Ретивых. Паренек способный, напористый, но уж очень нетерпеливый, своевольный, самонадеянный. Сделает что-нибудь впопыхах — потом начинает думать: так ли сделал?

Отлучился я как-то ненадолго от машины, а Сергей тут же взял да и самовольно включил экскаватор. Знай, мол, наших — не лыком шиты. И сразу запутал канаты. А как их распутать, без понятия. Прихожу — сидит он в уголке перепутанный, потный, красный как рак. Ждет: вот его сейчас Черняк понесет по кочкам. Но я смотрю — ему и без тога тошно. Показал, как надо распутывать канаты, посадил за рычаги, понаблюдал, как он действует, объяснил его ошибки и только потом спокойно предупредил: «Понимаю твое нетерпение, но самовольно включать машину нельзя, пока не имеешь официального допуска. Иначе подведешь под монастырь не только себя...»

Было это лет пять тому назад. Стал теперь Сергей отличным экскаваторщиком, наставником, учится в институте на горного инженера. А не сдержись я тогда, накричи на парня — кто знает, может, и не было бы теперь хорошего машиниста. Ведь порою всего лить одно грубое, неуважительное слово не только выбивает человека из колеи, но и способно круто изменить всю его жизнь. По себе это знаю. Человек я, правда, в житейских бурях закаленный, с ног меня не собьешь, однако грубость всегда переношу очень болезненно.

Однажды, несмотря на все свои заслуги и авторитет, Черняк попал в «великую немилость». Это случилось после того, как, не добившись толку своими выступлениями в пользу экономии и бережливости на различных собраниях и совещаниях, он опубликовал статью «Инерция бесхозяйственности» в газете. Она обсуждалась в обкоме партии, была признана правильной, многим руководящим работникам комбината попало тогда по первое число, а они, разобидевшись, перестали даже здороваться с «критиканом».

— Ну и как же теперь настроение, Евгений Данилович? Не пропало желание воевать с недостатками?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Звезда приехала

Клуб «Музыка с тобой»

Пресненские зори

Восемьдесят лет назад рабочие Москвы вступили в открытый бой с самодержавием