Первый год у станка

Александр Ивич| опубликовано в номере №633, октябрь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Один раз, достигнув успеха в скоростной работе, он уже с присущей ему основательностью искал случая повторить свой опыт на другой детали, в других условиях.

Он шёл не тем путём, что Коля, который только и думал о том, как бы сократить количество операций или увеличить подачу, обороты. Ваню больше всего увлекала возможность резко изменить скорость работы умелым _ подбором инструмента.

Однажды ему нужно было обработать деталь сложной формы. И как он ни прилаживался, получалось биение, резец крошился. Приходилось на каждую деталь брать новый инструмент; дело шло очень медленно. Тогда он подумал: нельзя ли перенести обработку с токарного на фрезерный станок? Если взять скоростную фрезу, - биения не будет. Ваня спросил мастера - тот разрешил. И вместо двенадцати деталей он в один день пропустил тридцать штук.

Так к концу первого года работы Ваня к аккуратности и чистоте отделки каждой операции присоединил навыки скоростной работы.

Тут неожиданно сошлись пути ровесников: Коля тоже увлёкся инструментом.

Как - то в цех принесли невиданные резцы. Рабочие собрались вокруг мастера, и, конечно, Коля был тут же. Каждый старался подержать в руках, пощупать песочного цвета пластинку. Рассматривали её в общем недоверчиво. Чудно: минералом резать металл! Это была новинка советской техники - керамические резцы.

У станка и начальник цеха, и мастера, и рабочие. Из - за их спин, поднимаясь на цыпочки и вытягивая шеи, заглядывают ученики - ремесленники.

- Режет!

Но тут сразу смешки, кто - то махнул рукой и отошёл с презрительным видом:

- Выкрошился! Минуты не простоял. Взяли другой резец, другую деталь. Режет!

Прибавили обороты, скорость. Держится! Вторую, третью деталь - не крошится!

- Здорово! А интересно: твёрдую сталь он берёт?

Рабочие быстро разобрали первую партию резцов и по своей инициативе пробовали их на различных операциях.

Коля просто влюбился в керамический инструмент. Очень уж любопытно снимать им стальную стружку. Какую ни получит заготовку, норовит обработать её новыми резцами. Дали ему длинные валики большого диаметра. Технологи предупреждали: такую работу и не пробуйте керамическими резцами, они к ней не приспособлены. У Коли и обычным инструментом с этими валиками не ладилось. Крошатся резцы, да и только. Всё вибрация губит.

«Попробую - ка, - думает, - всё - таки керамикой».

Технологи оказались правы. На первом же валике Коля погубил резец. Надо бы бросить. Но опять одолел его азарт. Была не была, решил ещё попытаться. Прежде он сразу и начал бы обработку. А теперь нет - за год поумнел, - стал осторожно примерять режимы станка. Рисковать, думает, надо с толком. И, кажется, нашёл подходящий режим. Обточил валик, второй, третий, пятый... Столько и стальной резец не выдержал бы. Короче говоря, обточил Коля одним керамическим резцом двенадцать больших валиков. Это был своего рода рекорд. Из Института имени Менделеева приходили. Коля даже немного загордился.

А Ваня в это время тоже работал керамическим резцом. И пока Коля, заставляя себя не. торопиться, осторожно примерялся к каждой работе, Ваня перегнал его в скорости. Заметив, что керамические резцы легко выдерживают высокую температуру, он увеличил обороты станка и одну деталь изготовил в четыре раза быстрее, чем стальным резцом.

Вот как переменились оба за год. Коля выработал в себе то спокойствие, которое Ване давалось без труда, научился сдерживать свой темперамент, а Ваня увлёкся скоростями.

Мастер потирал руки. Нежданно - негаданно помогли ему новые резцы. Понравились они ребятам, и как раз получилось то, что нужно: сравнялись...

Смена кончилась. Пётр Иванович шёл по заводскому двору. Оставалось ещё несколько минут до заседания парткома, и он присел на скамейку. Шли к проходной рабочие. Тут были и лауреаты Сталинской премии, чьи имена знает вся страна, и вчерашние ремесленники, и пожилые мастера. Вот идут Коля с Ваней, оживлённо спорят о чём - то, смеются. Они ровесники заводу, только что справили двадцатилетие.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены