Первотроп

Геннадий Машкин| опубликовано в номере №1262, декабрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

– А у вас есть? – взвился поэт.

– У меня есть, – был общий ответ.

Мы и сейчас по первому сигналу с нашего ресефесеэровского Правления собираемся в дорогу. И знаем, что ждут нас важные разговоры о «творчестве и чудотворчестве», встречи с далекими товарищами по тяжкому нашему ремеслу и деловые обсуждения разнокалиберной писательской продукции.

Да, наша продукция не всегда отвечает самым высоким требованиям. Но творческие усилия сибиряков ощутимо сказываются на фоне общелитературной жизни страны. Недавно вышел последний том пятидесятикнижной библиотеки «Молодая проза Сибири», где иркутяне заняли по удельному весу и количеству книг ведущее место.

«Молодая проза Сибири» выпускалась Западно-Сибирским книжным издательством по совместному постановлению ЦК ВЛКСМ и Госкомиздата РСФСР.

Авторы серии – молодые литераторы. Это преимущественно выдвиженцы всесоюзных, зональных и областных творческих семинаров, посвятившие свои произведения Сибири, ее людям, ее проблемам, ее истории, ее будущему.

Таким образом, сама библиотека является своеобразной повивальной бабкой для многих талантливых авторов. Видное место в ней получили произведения Виктора Лихоносова, Анатолия Приставкина, Валентина Распутина, Вячеслава Шугаева, Сергея Заплавного, Геннадия Михасенко, Владимира Чивилихина.

Соединяясь корнями с литературой прошлых столетий, молодая проза в нашей стране имеет и свои специфические черты. Как правило, это короткая повесть, которая несет в себе экспрессивный заряд кино, драматургическую силу театральной постановки, наглядность живописи, образность поэзии. И в то яке время в ней на первом плане – гражданские идеалы, которые всегда исповедовала русская классическая литература, привязанность к философскому толкованию жизни, ясность стиля и благозвучие. Эти примеры и принесли нашей «Молодой прозе Сибири» заслуженное и широкое признание.

Очень немаловажная сторона нового круга чтения в том, что «Молодая проза Сибири» знакомит читателей с творчеством национальных писателей-сибиряков. Романы и повести нивха Владимира Санги, манси Ювана Шесталова, алтайца Лазаря Кокышева, юкагира Семена Курилова, тувинца Алдын-оола Даржаа раскрыли яркие страницы жизни сибирских разноязыких народов.

Серия «Молодая проза Сибири» – важная страница в художественной летописи обширного континента, простирающегося от Урала до Тихого океана.

Иркутск на этом континенте занимает срединное положение. И в библиотеке он на стрежне творческого молодого потока. Ныне Восточно-Сибирское книжное издательство подхватило эстафету «Молодой прозы Сибири» – Иркутск начал новую серию «Современная сибирская повесть». Уже вышел полновесный сборник Валентина Распутина «Живи и помни», избранное Дмитрия Сергеева «Семейский сруб». На выходе однотбмники Вячеслава Шугаева, Евгения Куренного... Готовятся в производство добротные сборники многих других представителей «молодой волны» сибирской литературы. Первые книги новой серии сразу нее привлекли внимание. И не только читателей. В Госкомиздате РСФСР выработано решение сделать серию всесибирской. Сама жизнь подсказывает книгоиздателям Сибири и Дальнего Востока подхватить вслед за Иркутском идею «Молодой прозы Сибири». Повести и рассказы писателей сегодняшней Сибири должны выходить в Новосибирске, Кемерове, Красноярске, Хабаровске, Магадане в однотипном оформлении, чем-то напоминающем спецовку первопроходца.

Это похоже на цепную реакцию. Что ж, закономерность естественная. Не только сибирская индустрия должна идти по принципу наращивания.

Наша Иркутская артель собирается теперь реже: творческие командировки, редактуры, декады, редколлегии, срочные отписки, телевидение, радио... Но все чаще мы задаем друг другу вопрос: «А кто за нами?» И признаем, что нашего полку прибывает не так густо, как хотелось бы. Но раздаются и спокойные голоса: «Что за спешка? Не лучше ли меньше, да лучше! Уровень-то взвинтили! Встань-ка на место сегодняшнего начинающего...»

Ничего не поделаешь – приходится становиться. Не на его место, так рядом. Это вечный закон первопроходцев: выбился сам к просвету – зови других! И вот в шефской работе с рукописями ведомых убеждаешься: новые имена обретают себя в трудных поисках, исповедуя артельные принципы старших товарищей по перу, идут к сегодняшнему уровню. Один Иркутск может назвать Валентину Сидоренко, Валерия Хайрозова, Веру Захарову, Ксенофонта Спиридонова, Эдуарда Дроздова, Владимира Шевченко...

А главное, артель раздается вширь. И всесибирская прозаическая серия вырастает с учетом этого преемственного прирастания.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены