Павлов на «турнирах»

Алексей Югов| опубликовано в номере №302, февраль 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Ну, я полагаю, что рефлекторный аппарат слюноотделения путем ассоциации тесно связывается с высшими сознательными центрами органов чувств...

Павлов не выдерживает:

- Те - те - те - те! - издает он трудно передаваемый возглас, который, однако, ясно обозначает, что возражение своего оппонента он считает непроходимой путаницей и болтовней.

Он даже сморщился и отвернулся при этом. Раскрытая левая ладонь мелкими, как бы отстраняющими толчками, подымается кверху...

Оппонент смущен.

- Да вы, сударь, мне целый короб наговорили! - набрасывается на него Павлов. - Рефлексы и тут же - ассоциации... сознательные центры... Я решительно не в состоянии во всем этом разобраться... Да и скажите, пожалуйста, как вы можете судить об этих собачьих «ассоциациях»?.. Чепуха!

- Видите ли, Иван Петрович, - возражает, побледней, Снарский, - «влезать в собачью душу» я и не собираюсь, как вы давеча меня упрекнули. Но есть метод аналогии. И зоопсихологи им с успехом пользуются...

- Ну, ну...

- Выразительные движения - они ведь существуют, - продолжает, волнуясь, Снарский. - Вспомните Дарвина... Улыбка или же, наоборот, мимика угрозы... У высших животных, у обезьян, например, есть же в этом некоторое сходство с нами... Но если я вижу движения, сходные с моими, то вправе я или нет предположить, что у животного и психическое состояние сходно с моим?

- Сделайте одолжение! Но для чего вам, физиологу, понадобилось это гаданье на кофейной гуще?! До сих пор все наши разногласия с легкостью решал опыт. А тут мы с вами никак столковаться не можем! Вы заявляете, что ваша собака обиделась, и потому, видите ли, ее слюнная железа бастует... Ну, а я не желаю принимать этого, да и конец! Я нахожу, что обижаться ей решительно не на что. Я хочу допустить другое: у нее просто - напросто какие - либо печальные воспоминания...

Слушатели имеются.

Снарский тоже улыбается неловкой, скованной улыбкой.

- Да - с. Вот видите? И это, в самом деле, смешно! - восклицает Павлов. - Как совместить?!. Путь физиолога мне ясен: раздражение и рефлекс на него. И меня вполне законно интересует материальный путь этого рефлекса через мозг. Да и наши с вами случаи - почему это не может быть сложным рефлексом? Ваше психическое слюноотделение - тоже вполне ручной факт. В нем ясно проступает закономерность. Я не понимаю, почему это нельзя рассматривать как рефлекс слюнной железы на зрительное, на слуховое раздражения. И это для меня отнюдь не будет новым подходом к делу! - все более и более разгорячаясь, говорит Павлов. - Ссылаться же на мысли, чувства животного, на страстное желание еды... Да вот вам факт: вы хорошо знаете, что при виде сухаря ваш хваленый умник «Ворон» гонит обильнейшую слюну, а при дразнении куском вкуснейшего сырого мяса - ни капли. Ну - с! - торжествующе обратился он к Снарскому. - Попробуйте объяснить это с вашей точки зрения.

На лице Снарского мелькнула лукавая усмешка.

- Это не только моя точка зрения, Иван Петрович! - смиренно возразил он. - Крупнейшие авторитеты физиологии не находили иного объяснения...

Снарский сделал паузу. В голосе его дрогнуло предвкушаемое торжество умело нанесенного удара:

- Ведь вы сами, Иван Петрович, и недавно еще, совершенно четко и резко противопоставляли психическое отделение рефлекторному... Я хоть сейчас могу процитировать...

- Не трудитесь, сударь! - вскипев, оборвал его Павлов. - Не к чему! Это слабейший вид аргументов, как нас учили в семинарии argumentum ad hominem! Что вы мне будете ссылаться на Павлова! Ваш Павлов ошибался, да и все тут! Он резко отодвинул кресло и встал.

- И вы типичный словесник, сударь, - продолжал он, потрясая в воздухе перстом. - Словесник! Не мыслю с вами договориться!...

Он быстро вынул из жилетного кармана часы, посмотрел время и, щелкнув крышкой, спрятал часы в карман.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены