От звезд к звездам

Евгений Теин| опубликовано в номере №1130, июнь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

И мысль Козырева начинает вращаться вокруг самого простого и самого сложного, самого явного и самого таинственного элемента бытия. Вокруг того, о чем по важности вопроса должны быть написаны целые библиотеки и о чем не известно почти ничего. Вокруг Времени. Времени с большой буквы, в котором и длится жизнь, существование Вселенной.

Конечно же, Козырев был не первым, обратившим внимание на это «белое пятно» на карте современной науки.

Один из крупнейших ученых века, академик Вернадский, писал: «Наука двадцатого столетия находится в такой стадии, когда наступил момент изучения времени, так же как изучаются материя и энергия, заполняющие пространство».

Людвиг Фейербах считал время «коренным условием бытия». В начале прошлого века замечательный английский астроном Эри писал: «Докажите мне, что будущее отличается от прошедшего, и я построю двигатель на этой энергии».

А вот слова самого Николая Александровича: «Я давно задумался над источниками звездной энергии. Известные закономерности несовместимы с нынешними воззрениями на этот предмет. Принято считать, что звезды - это гигантские ядерные котлы, в которых постоянно происходят термоядерные реакции. Опираясь на данные астрофизических наблюдений, я пришел к мысли, что не ядерные реакции определяют баланс звездной энергии, не они являются первыми скрипками а оркестре.

Что же тогда является источником звездной энергии! Я отвечаю на это таи: в силу своей направленности время может совершать работу и производить энергию... Звезда черпает энергию из хода времени».

Так я записал в свой блокнот десять лет назад. За эти годы наука не стояла на месте, новые данные ее зачастую косвенно или даже напрямик освещают и козыревскую гипотезу.

Вот, например, исследования американца Девиса. На глубине двух километров в заброшенных золотых шахтах он ставил приборы, которые улавливали идущие от Солнца нейтрино. Точность опытов Девиса даже для современного научного уровня была необычайна. Расчеты по опытам показали: температура внутри нашего светила превышает 14 миллионов градусов. А это значит, идущие при этой температуре ядерные превращения не обеспечивают известный выход энергии, излучаемой Солнцем.

В каком-то косвенном смысле опыты Девиса подтверждают козыревские идеи. Вообще надо заметить, что в подтверждение своих взглядов Козырев вовлекает весьма широкий круг явлений |о непосредственно экспериментальной их проверке - речь впереди].

Так как в пространстве нет преимущественного направления, а существует лишь один абсолютный ориентир - отличие правого от левого, то Козырев связывает многочисленные факты «правизны» и «левизны» в окружающем нас мире именно с направленностью, неравноценностью хода времени.

Направление витка раковины у моллюсков, структура некоторых молекул, строение проводящих сосудов у растений - все это несимметрично. Кроме того, еще в прошлом веке Пастер открыл химическую асимметрию протоплазмы.

Козырев утверждает: «Упорная, передающаяся по наследству асимметрия организмов не может быть случайной. Очевидно, она является следствием законов природы, включающих в себя направленность времени. Асимметрия может быть не только пассивным результатом этих законов, но и специфическим использованием хода времени организмами для усиления жизненных процессов».

Особенно важную роль в этой системе доказательств Козырев отводит знаменитому открытию физиков Ли и Янга. Нарушение принципа сохранения четности в атомной механике, по Козыреву, - это тоже следствие несимметричных сил времени.

Запальчивые споры и осторожность ученых в оценке идей Козырева не случайны. Если бы дело касалось какого-нибудь частного вопроса, одного явления, одной проблемы - все было бы проще. Суть как раз в том, что Козырев пытается уловить новый, доселе неизвестный принцип естествознания.

И, конечно же, в этом глобальном споре одних косвенных доказательств недостаточно. Необходима экспериментальная проверка, и Козырев превосходно это понимает. Более того, за последние годы усилия ученого были сосредоточены именно на опытной проверке гипотезы. И полученные результаты более чем удивительны и серьезны.

Уже первые свои опыты Козырев строил на следующем рассуждении: «Если некоторую систему вывести из обычного течения времени, то эта система сможет испытывать силы течения времени. Анализируя принцип причинности, можно прийти к заключению, что вращение тела является механическим способом вывода тела из обычного хода времени».

Тогда же, в сороковые - пятидесятые годы, Козырев поставил десятки опытов с разнообразными механическими системами (гироскопы, рычажные весы и т. д.]. Все они были основаны на осуществлении причинно-следственных связей между вращающимся телом и неподвижным. Результаты опытов в какой-то степени удовлетворили Козырева. Однако его оппоненты возражали, что наблюдаемые Козыревым эффекты вполне могут быть обусловлены какими-нибудь побочными причинами, а не действием сил времени.

Первоначально эксперименты Козырева сводились к доказательству направленности времени. В какой-то момент опыты с гироскопами отпали - ведь они были, по сути дела, опытами-дублерами.

Земля является гигантским гироскопом, и потому самые простые системы на ее поверхности, например, маятники и весы, вполне пригодны для козыревских экспериментов. На одном конце такая система подвергалась вибрации, и соответственно на другом ее конце шло поглощение колебаний. В системе появлялись дополнительные напряжения, которые можно было измерить. По Козыреву, ход времени, из которого была выведена система, оказывал на нее влияние.

В дальнейшем Козырев предположил еще одно физическое свойство времени и назвал его «плотностью». Выявить его можно под действием процессов, происходящих около рычажной системы, например, возле весов, находящихся в вибрационном режиме.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены