Огонь души, огонь строки

Леонид Кудреватых| опубликовано в номере №1282, октябрь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

«11 марта. Борис и здесь не может жить без шахтеров... Сегодня на несколько дней едет в угольный район».

Пожалуй, здесь я оборву выдержки из «Японского дневника», но и из сказанного виден характер Бориса, система его работы, круг его интересов и острота политического мышления.

Конечно, я многое знал о характере, чувствах и манере работы Бориса. Но как-то так случилось, что воспринимался он только с «Ячейки», когда ему было двадцать лет. А что было до «Ячейки»? Или так вот, запросто, человек сел за письменный стол и «нарубал» повесть, взволновавшую всю комсомолию страны? За треть года, которые мы провели в пути и в Японии и «съели не один пуд соли», каждый друг о друге знал все или почти все. Борис Леонтьевич Горбатов, сын театрального гримера, родился в Донбассе, где и прошла его юность. Еще в школьные годы писал для «Синей блузы». А когда ему не было и четырнадцати, в мае 1922 года, он написал и опубликовал в газете «Всесоюзная кочегарка» свой первый рассказ «Сытые и голодные». Вскоре начинающего литератора или рабкора – дело не в звании – пригласили на штатную работу в редакцию той же газеты. Около года работал он в редакции «Молодой шахтер», на страницах которого печатался с продолжением его роман «Шахта № 8» (о шпионах, ходовой тогда сюжет) – проба пера, кстати сказать, сыгравшая немалую роль в решении Горбатова стать писателем. Уже в ту пору он понимал: чтобы писать – надо глубоко знать жизнь тех, о ком собираешься писать, и в 1925 году пошел работать на Краматорский завод, учился на строгальщика.

В эти годы Борис писал стихи, публиковал их даже в центральных изданиях и, как правило, читал на комсомольских собраниях. Вокруг паренька из Донбасса поднялась шумиха, которая кончилась тем, что его, как одного из руководителей объединения пролетарских писателей Донбасса «Забой», послали делегатом на Первый Всесоюзный съезд пролетарских писателей, где не только выбрали в правление ВАППа, но и избрали одним из его секретарей.

В 1926 году восемнадцатилетний поэт из Донбасса переехал в Москву «на руководящую работу» в писательской организации. Но скоро «бежал», вначале в Госиздат РСФСР – редактором, а оттуда обратно в свой родной Донбасс.

Донбасс всю жизнь был для Горбатова той питательной средой, которая обогащала его творческую энергию. Через много лет, когда победные пятилетки превратили нашу страну в могучую индустриальную державу, когда отшумели грозовые раскаты войны и закончились путешествия по разным странам, в том числе и в Японию, Борис Горбатов опять часто стал не наезжать, а месяцами жить в родном Донбассе.

«После войны он задумал большой труд – роман о Донбассе, – вспоминает Борис Галин. – Обычно с весны и до глубокой осени мы жили с Горбатовым в Донбассе, одно лето в Рутченкове на шахте «№ 2 – 7 Лидиевка», потом два лета подряд в поселке Глад-ковка».

И в 1951 году «Новый мир» начинает публиковать значительное произведение Бориса Горбатова – роман «Донбасс», в котором широко и объемно показан довоенный город-труженик, его замечательные люди. Этот роман писался в то время, когда Борис Горбатов был секретарем правления Союза писателей СССР. Болезнь, тяжкая и неумолимая, подступала к нему, а Горбатов работал над романом «Перед войной», продолжавшим «Донбасс», – главы этого романа, как и некоторые другие произведения, обнаруженные в архиве писателя, были опубликованы уже после его смерти.

Борис Горбатов был очень верным в дружбе. Он смело вступал в «драку» с любым, кто пытался сказать напраслину на его друга или на человека, которого он знал как честного, работящего, партийного. Тут Горбатов был совершенно бескомпромиссен.

Ныне есть улицы и школа, носящие имя Бориса Горбатова. Просторы рек и морей бороздят корабли, на бортах которых начертано: «Борис Горбатов».

Вспоминая Бориса Горбатова, хочется пожелать молодым литераторам следовать жизненному, творческому примеру и глубокой партийности этого замечательного писателя-правдиста.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены