Один из первых

Евгения Гордиенко|13 Марта 2010, 23:00| опубликовано в номере №1798, август 2014
  • В закладки
  • Вставить в блог

В конце концов, первой не выдержала она, предложив Эйзенштейну расстаться: «Ваше гнусное отношение ко мне я ничем не заслужила. Я уже пять лет живу в основном вашими интересами. Неужели вы не понимаете, какими уродливыми и ненормальными стали наши отношения? Утром я жду звонка, ибо это единственный способ общения с любимым, горячо любимым человеком! Разговор продолжается 2-3 минуты. Никакой души, тепла, ласки. На вопрос «увидимся ли мы?» следует раздражение: «мне некогда»…Всякий экспансив, ласка, тепло охлаждается немедленно или грубостью, или равнодушием. Всякое проявление внимания или любви встречается холодно, как должное. Ведь для женщины большое горе не жить вместе с любимым человеком, не быть его женой в полном смысле этого слова – и физически, и морально…»

Эйзенштейн согласился на разрыв – она больше была ему не нужна.  А нужен ли ему был вообще хоть кто-нибудь?

Зато сам он был нужен очень многим. Наум Клейман, директор Музея кино, рассказывал: «Сергей Михайлович делал добро, не крича об этом на всех перекрёстках. И только те, кто попадал в беду, знали, как он приходит на помощь. Он…помогал тем, кто после голода и войны потерял все, но помогал тайно. И люди, которые передавали либо деньги, либо продукты от Эйзенштейна, были обязаны хранить в секрете, кто это сделал…»

Во время поездки по Европе и Америке, предпринятой в 1928 году с целью изучения возможностей мирового кинематографа и звуковой его версии, Эйзенштейн не только изучал мировые тенденции, но и делился собственным опытом: читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме…

Он не боялся отвечать на провокационные вопросы. Например, одному американскому журналисту заявил: «Если бы не Леонардо, Маркс, Ленин, Фрейд и кино, то, я, очень возможно, стал бы вторым Оскаром Уайльдом».

После забракованного первого варианта «Бежина луга» («по причине формализма и усложнённости языка картины») Эйзенштейн снял исторический фильм «Иван Грозный». Съёмки проходили во время войны в Алма-Ате. Этот фильм, в отличие от предыдущего, имел успех, несмотря на явные намёки автора на пагубность единоличной власти.

Однако вторая часть «Ивана Грозного», по мнению ЦК ВКП(б), не удалась. В постановлении говорилось, что «режиссёр Сергей Эйзенштейн во 2-ой серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов…» Возможно, Эйзенштейну удалось бы переработать картину после встречи со Сталиным, Молотовым и Ждановым, которая состоялась в феврале 1947 года. Но очередной инфаркт нарушил планы режиссёра…

Эйзенштейна не стало в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года. Когда его нашли, рядом с ним лежал гаечный ключ. Было заранее условлено, что, если ему станет плохо, он будет стучать ключом по батарее, чтобы соседи услышали и пришли на помощь. Они услышали, но пришли слишком поздно. Рядом с ним лежала его последняя рукопись. Одна строка была изломана, а после неё значилось: «Здесь случилась сердечная спазма. Вот её след в почерке».

Человек, которого так любили женщины, так уважали коллеги, круг общения которого, по словам Наума Клеймана, был похож на кольца Сатурна, умер в одиночестве, стуча гаечным ключом по батарее, чтобы позвать хоть кого-нибудь…

И хочется верить, что все это было не зря.



  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 9-м номере читайте о красавицах пушкинской эпохи вдохновлявших  великих поэтов и живописцев¸ которые, в свою очередь, увековечивали их в своих полотнах и произведениях, о закрытой полицией первой выставке французского художника Амедео Модильяни, о создателе фильмов, вошедших в золотой фонд отечественного и мирового киноискусства, режиссере Алексее Германе, о прекрасной поэтессе Веронике Тушновой, о таинственном дневнике Михаила Михайловича Пришвина, новый детектив Ларисы Королевой «Шоу толстушек» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Освобожденный талант

24 марта 1874 г. родился Гарри Гудини

О, сад ночной…

17 марта 1856 года родился Михаил Александрович Врубель

Эмир Кустурица

24 ноября 1954 года родился знаменитый режиссер Эмир Кустурица

в этом номере

Мятежный секс-символ Европы

28 сентября 1934 года родилась Брижит Бардо