О молодом советском человеке

опубликовано в номере №500, март 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Достаточно вспомнить эпизод, когда Саша только что вернулся из армии. Разве он похож, скажем, на рабочего Эдди Мольда из повести Пристли «Трое в новых костюмах»? Разве Саша возвратился к разбитому корыту? Напротив. Дома всё хорошо. Мать стала общественницей, сестра устроена, её сын Мишка ходит в детский сад. Государство позаботилось о том, чтобы сохранить семью советского воина. И вот Саша, которому на первых порах скучно без работы, становится рабочим, начинает учиться, становится техником... В этом образе показаны пути молодого советского человека. Родина ему говорит: ты свободен в своём жизненном выборе; работай, учись, совершенствуйся.

Третьим человеком в серой шинели является инвалид Отечественной войны Михаил Чемезов. Он на грани смерти, но, несмотря на большую психическую травму, Чемезов нашёл в себе силу остаться в жизни «гвардии рядовым».

Таковы эти люди - три молодых советских человека, трое из многих миллионов советских юношей.

В повести плохо, очень схематично показана роль партийной организации в жизни университета. Фёдор Карпенко слишком бесцветен. Автор не показал роли партийной организации в политической жизни.

Но в общем, автор правильно подошёл к изображению нашего советского студенчества. Он показал, что основа его жизни - это слияние личных интересов с общественными. Вот что для нашего студенчества важнее всего.

В коллективе и для коллектива

Из выступления Алима Добрынина

Добровольский поставил перед собой большую и почётную задачу - раскрыть образ молодого советского человека, передового человека нашего времени.

Не всё в повести одинаково хорошо удалось автору. Большинство персонажей, за исключением Виктора Черкашина, нарисованы очень схематично.

Но образ Черкашина показан довольно полно. Он ведущая сила в повести, человек, воспитавший в себе лучшие черты советского молодого поколения: идейность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, бодрость, веру в собственные силы.

Говорят, что о любви в повести сказано не то, что надо, и не так, как надо. Критик Резник за это, как известно, обрушился на Добровольского и назвал Черкашина безыдейным, бесцельным человеком. За что? За то, что Черкашин борется со своими желаниями, за то, что на протяжении всей войны он сохранил свои чистые чувства к Тамаре, не переставал мечтать, любить её и думать о ней. Что же тут неправильного, противоестественного?

Любовь и постоянство Черкашина - это чувства настоящего советского человека, сильного, мужественного, цельного.

Черкашин неотделим от коллектива. Он живёт в коллективе и для коллектива. Надо приветствовать хорошее намерение автора показать, как человек, имеющий цель в жизни, обладающий силой воли, знанием жизни, становится вожаком, авторитетом в коллективе и облагораживающе влияет на других.

Некоторые считают, что Майя в повести лишняя. Это не так. Может быть, автору следовало бы полнее раскрыть этот образ. Но на наших глазах происходит закономерное и оправданное перевоспитание Майи.

Под благотворным влиянием коллектива она растёт, её внутренний мир беспрерывно обогащается. Несомненно, если и дальше влияние коллектива не ослабнет, Майя займёт своё место в жизни.

Даёт ли повесть Добровольского нам что - то новое? Да, несомненно! Можно спорить, можно не соглашаться с некоторыми образами, можно, наконец, указать на несомненные недостатки и срывы в произведении (что, вероятно, следует отнести за счёт молодости и недостаточной ещё литературной опытности молодого автора). Но бесспорно то, что Добровольский сумел нарисовать действительный кусочек жизни советской молодёжи, сумел создать образы настоящих, живых людей, стремящихся помочь своей Родине.

Окно в новый мир

Из выступления албанского студента Юсуфа Алибали

Нам, албанским студентам, обучающимся в советском университете, было очень интересно увидеть в повести Добровольского жизнь советских людей, жизнь советских студентов. И мы получили то, чего хотели. Повесть Добровольского нам понравилась.

Некоторые наши студенты - албанцы учились в других странах, например, в Италии. Они узнали жизнь зарубежных студентов. Типичные черты этих людей - беспринципность, неуверенность и, что особенно характерно для буржуазного общества, бесперспективность.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены