Не для красного словца…

Валентин Чикин| опубликовано в номере №1371, июль 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Вот эта цитата, в которой говорится, что мы бы хотели, чтобы нас не столько прославляли, сколько читали, я думаю, может быть отнесена и к Владимиру Ильичу. Часто в разговоре он с сожалением употреблял презрительное слово «икона», когда речь заходила о каком-нибудь старом революционере, который не имел уже никакого влияния, слова которого не влияли никак на действия массы, но которого окружали почетом и всячески превозносили. Владимир Ильич говорил: «Что же, это уже икона», – и в его сочинениях есть цитаты, в которых он говорит, что икона – это нечто такое, чему надо помолиться, поклониться, перед чем надо перекреститься, но что никак не влияет на действия людей. Ленина не надо превращать в икону. Надо, чтобы его идеи служили руководством к действию. Эта мысль, мне кажется, должна быть руководящей идеей у тех комсомольцев, которые хотят стать ленинцами.

Из манифеста VI съезда РЛКСМ:

Не для красного словца, не из желания носить лучшее из всех имен, не только для того, чтобы почтить уважением память великого усопшего, приняли мы это решение. Нет, мы приняли его для того, чтобы вся трудящаяся молодежь всех народов, населяющих СССР, вместе со своим передовым отрядом – Коммунистическим Союзом Молодежи – прониклась единой волей и твердой решимостью научиться по-ленински жить, работать и бороться, осуществлять заветы, оставленные нам Лениным.

Сколько раз Владимиру Ильичу, так же как Марксу и Энгельсу, приходилось сталкиваться с людьми, целыми группами и сословиями, которые сотрясали свой мир сильными эмоциями и великими намерениями. В иных случаях это выглядело картинно и безобидно, а иногда очень мешало рабочему движению. Молодежь, в частности студенческую, желающую «революционизироваться», он предупреждал: только революционное чувство не может создать идейного объединения; чтобы достигнуть этой цели – необходим социалистический идеал. Всем группам, кружкам, организациям, стремящимся к этому, следует поставить на первый план выработку... цельного и последовательного миросозерцания, серьезное ознакомление с марксизмом.

Быть ленинцем – значит быть революционером! – прозвучало на Шестом съезде. Не громко ли сказано? – ведь Зимний и Перекоп – уже история! Не громко, если в будничной жизни под революционностью понимать всякую преобразующую деятельность от разработки принципиально новых научных схем и моделей до наведения элементарного порядка на своей улице – признаться, чтобы выйти с метлой к подъезду, тоже надо кое-что побороть внутри себя. Ленин часто указывал своим единомышленникам на будничную работу.

Как судить о политической зрелости молодого коммунистического бойца? Наверное, прежде всего по тому, насколько полно захвачен он своим идеалом, насколько слитна его личная жизнь с общественной. Стоит вспомнить еще раз, как Владимир Ильич переводил и трактовал делегатам комсомольского съезда латинское слово «коммунис». Только тогда Коммунистический союз молодежи оправдает свое название, убеждает он, когда каждый шаг своего учения, воспитания, образования будет связывать с участием в общей борьбе всех трудящихся; только отдавая все свои силы общему делу, только достигая практических успехов, юноши и девушки становятся коммунистами.

Кажется, до Ленина никто из бессмертных учителей человечества не умел высшую цель, благороднейший идеал так решительно и точно «заземлять» на повседневную практику, целую историческую мечту-формацию раскладывать на мириады конкретных дел, возлагая на каждого ношу по плечу. И у каждого, добивается он, перед мысленным взором должна стоять целостная перспектива общественного развития.

Кто-то из предводителей меньшевизма, признавая свое бессилие перед ленинской идейной убежденностью, оправдывался: подите-ка, мол, справьтесь с ним, нет больше такого человека, который все двадцать четыре часа в сутки был бы занят революцией. Можно, конечно, улыбнуться по поводу гиперболы растерявшегося меньшевика, но нельзя не восхититься по-ученически могучей силой убеждения нашего вождя. Сила эта не притекает откуда-то сама собой, а добывается нескончаемым познанием, честнейшим исследованием, самоотверженным трудом. Прекрасно свидетельствует об этом друг и соратник Ильича, годами наблюдавший его вблизи в самой различной обстановке – в питерском предместье, в тюремном заключении, в сибирской глуши, на берегах Женевского озера, в залах кремлевских палат – Глеб Максимилианович Кржижановский:

– Когда, бывало, в далекой сибирской ссылке, в скромной деревенской избе села Шушенского я наблюдал обычный распорядок рабочего дня Владимира Ильича, то невольно бросалась в глаза высокая приподнятость этого человека над тем, что можно считать незаурядной талантливостью и большой работоспособностью. И приходилось только удивляться, как этот живой и отзывчивый товарищ, такой любитель общения с природой, вместе с тем с какой-то особой естественной непринужденностью так строит свой жизненный обиход, что каждый прожитый им день дает ему максимальный бросок для движения вперед и для тесного общения с ведущими умами человечества... О Ленине можно с предельной точностью сказать, что дума о научно обоснованном и решительном революционном преобразовании нашей Родины была всепокоряющей думой его жизни. И он не щадил сил своей пламенной души на этой великой пожизненной вахте.

Из манифеста VI съезда РЛКСМ:

На нас, комсомольцев, ложатся особо ответственные задачи, еще большие обязанности, когда мы написали на своем знамени имя Ленина, учителя и вождя, который во всем будет нам примером. Наши задачи заключаются не только в том, чтобы с удвоенной и утроенной энергией проводить заветы, оставленные Лениным всей молодежи. Комсомольцы, не имеющие никаких преимуществ над беспартийной молодежью, имеют, однако, гораздо больше обязанностей, чем беспартийные молодые рабочие и крестьяне.

Коммунизм не падает с неба, не рождается из головы или желания хороших людей, его надо построить собственными руками. Определяя задачи союзов молодежи, Владимир Ильич уверенно рисует мощную картину преобразующего труда, когда единый, монолитный многомиллионный коллектив работает «...по одному общему плану на общей земле, на общих фабриках и заводах и по общему распорядку». В этом великом общественном преобразовании союзу коммунистической молодежи Ленин отводит место ударной группы, «которая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин». Перспективу хозяйственного строительства Владимир Ильич видит не иначе как возрождение промышленности и земледелия на современной технической основе, которая покоится на современной науке... Такой основой он, в частности, считал электричество.

Какой бы грандиознейшей и несбыточной ни казалась программа ГОЭЛРО, каким бы загадочным туманом ни обволакивались научные открытия и технические шедевры, все это так или иначе достижимо. Куда трудней произвести переворот в психологии человека, добиться, чтобы труд стал поистине всеобщим, добровольным, коллективным, производительным – словом, социалистическим. Сразу общего труда не создашь, – предупреждает комсомольцев Владимир Ильич, – это надо выстрадать. Это создается в ходе борьбы.

Прекрасно, что в центр нашей вселенной мы ставим человека с его способностями, запросами, потребностями – таков наш коммунистический взгляд на личность. Но он предполагает и полную самоотдачу личности. Прежде чем придет это сознание к человеку, отрегулирует по каналам совести все его связи с трудом и потреблением, сколько наслоится случайных оценок, самомнения, эгоизма... Помочь человеку очиститься от всего этого, найти свое лучшее, истинное лицо – здесь, здесь работа коммунистических воспитателей, необходимо именно их обостренное политическое чутье, постоянная включенность в жизнь коммунистической справедливости и сознательности, чтобы по-островски окликнуть тех, кто созерцает, как растет «дворец человеческого счастья»: «Пусть ваши руки будут по локоть измазаны цементом и глиной, иначе в доме, построенном не вашими руками, будет вам и холодно и стыдно».

Из манифеста VI съезда РЛКСМ:

Задача молодого поколения, которое хочет выполнить заветы Ленина, выйти из нужды и разрухи, сделать вашу страну, а с ней и все человечество счастливым, свободным, живущим в труде, но и в достатке, заключается в том, чтобы объединить свои усилия, соединить все свои разрозненные силы на борьбу с темнотой, некультурностью, отсталостью в хозяйстве, бедностью, предрассудками, вековой косностью и ленью, неумением работать, разгильдяйством, неверием в силы науки и техники – и артельным трудом всем сообща и по общему уговору, начиная с маленького, незаметного..., подвигаться вперед к мощному развитию пашей промышленности, нашего хозяйства, к кооперированию всего населения, к электрификации.

Те, кто слушал Владимира Ильича на комсомольском съезде, в один голос говорят, каким поразительным откровением для всех шестисот вожаков юношества, собравшихся в театральном зале на Малой Дмитровке, было ленинское кредо политического развития молодости, сформулированное на тот день и навсегда: «Задача состоит в том, чтобы учиться». Владимиру Ильичу хотелось выразить одним словом весь издавна бьющийся ток мыслей, адресованных молодым, и он находит это удивительно емкое, простое, духоподъемное слово: учиться. Как Паганини, извлекающий из одной скрипичной струны целые каскады страстей, Владимир Ильич в своем стремительно восходящем монологе зримо выстраивает из материала одного только понятия объемную, диалектически связанную систему целевых установок коммунистически развивающейся молодежи.

Учиться, чтобы постигать мир. Социализму нужны не прислужники, не чиновники, не механические исполнители, умеющие читать и писать, а люди, владеющие общечеловеческой культурой. Надо взять всю сумму человеческих знаний. «Не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, а обогатить его знанием всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека».

Учиться, чтобы преобразовать мир. Даже хозяйственное возрождение страны, превращенной империалистической и гражданской войнами в нагромождение развалин, даже восстановление, реконструкция земледелия и промышленности на новой технической основе требуют серьезной подготовки. А участвовать в социалистическом строительстве можно, только овладев всем современным знанием. Комсомолу же Владимир Ильич отводит первопроходческую роль: вы должны быть первыми строителями коммунистического общества среди миллионов строителей.

Учиться, чтобы управлять. Производством, государством. А чтобы управлять, надо быть компетентным... С первых же послеоктябрьских дней, когда передовые слои рабочих взялись за государственное строительство, Владимир Ильич постоянно обращает свои взоры к вызревающему подросту рабочего класса. Он зовет большевиков спускаться ниже, глубже, смелее привлекать молодых. Они еще не обучены, они неизбежно будут делать ошибки, но мы этого не боимся. Мы знаем, что это создаст нам молодые кадры работников, вознаградит нас сторицей тем. что даст нам десятки молодых, более свежих сил... Мы должны идти только вперед, брать середь дня молодых рабочих, ставить представителей пролетариата на все более и более ответственные посты.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены