Не для красного словца…

Валентин Чикин| опубликовано в номере №1371, июль 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Учиться коммунизму. Это самая сложная из наук. Ее нельзя постичь, не овладев основами марксизма, диалектическим методом. Не забудем при этом: механическое усвоение учебников и лозунгов – дело бесполезное. если не вредное, как вредны сами по себе коммунистические начетчики и хвастуны. Овладевая марксистскими знаниями, молодому человеку важно одновременно брать уроки у жизни – изучать, исследовать, анализировать жизненные факты и явления. Мало того, полученные знания и выводы надо приложить к практическому делу, только тогда можно «...превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы».

Из манифеста VI съезда РЛКСМ:

...Задача, которая стоит перед молодым поколением рабочих и крестьян, заключается в том, чтобы учиться, получать и накоплять знания. Причем учиться не по-книжному, а учиться из жизни, из опыта борьбы и работы и уметь проверять на практике все знания, полученные из книг.

Все дело воспитания, образования и учения молодежи Владимир Ильич подводит к воспитанию в ней коммунистической морали. Его молодым современникам надо еще разъяснить: а существует ли вообще какая-то особая коммунистическая мораль? в чем она?

...Если я беру себе известный кусок земли, рассуждает Владимир Ильич, возделываю на нем вдвое больше хлеба, чем нужно мне, и излишком хлеба спекулирую?.. Разве я тогда поступаю, как коммунист? Нет, как эксплуататор, как собственник... Если я имею свое местечко, как врач, как инженер, учитель, служащий, и, потворствуя, угождая власть имущим, сохраняю свое местечко, да еще смогу и пробиться, выйти в буржуа? Разве это нравственно? Нет. Новое, коммунистическое воспитание, размышляет Владимир Ильич, должно состоять не в обольщении молодежи усладительными речами и правилами о нравственности, а в борьбе против эксплуататоров, против эгоистов и мелких собственников, «против той психологии и тех привычек, которые говорят: я добиваюсь своей прибыли, а до остального мне нет никакого дела». Владимир Ильич резюмирует: для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует: это обман. Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата.

Да. отношение к собственности моментально выявляет нравственные установки человека. А взгляд на стаканчик вина? А межличностные отношения? А такие вечные понятия, как любовь, взаимоотношения мужчины и женщины? Где тут грани революционного? Не рядится ли здесь порой фанатичный аскетизм и старомодное мещанство в одежды коммунистической взыскательности?

Октябрьскими вечерами той осени, когда состоялось выступление на комсомольском съезде, Владимир Ильич с предельной откровенностью и взволнованностью («Будущее нашей молодежи меня глубоко волнует») обсуждал с Кларой Цеткин именно этот аспект нравственности.

– Революция требует от масс, от личности сосредоточения, напряжения сил... Пролетариат – восходящий класс. Он не нуждается в опьянении, которое оглушало бы его или возбуждало. Ему не нужно ни опьянения половой несдержанностью, ни опьянения алкоголем. Он не смеет и не хочет забыть о гнусности, грязи и варварстве капитализма. Он черпает сильнейшие побуждения к борьбе в положении своего класса, в коммунистическом идеале. Ему нужны ясность, ясность и еще раз ясность... Не должно быть никакой слабости, никакого расточения и уничтожения сил. Самообладание, самодисциплина – не рабство; они необходимы и в любви.

Разговор о нравственном здоровье и добрых деяниях союзов молодежи Владимир Ильич в своей съездовской речи не случайно подводит к мотивам обеспечения чистоты, наведения порядка. Чистоплотность, цивилизованный быт – тоже сторона нравственности. Первый управдел ленинского Совнаркома вспоминает, как весной 1920 года три десятка комсомольцев приехали в Кремль с Восточного фронта, опрокинувшего Колчака. Взвихренные атаками, опаленные наступательным духом, они горели жаждой от самого Ленина получить направление новых атак. А услышали?.. Спасибо за ваши жертвы, за ваши подвиги в великом походе, Родина, партия никогда не забудут этого. А теперь идите в рабочие кварталы. Нам нужно проводить в быт культуру, социализм. Люди живут в грязи, в болезнях, в плену мещанства и поповщины, безграмотности и пьянства.

– Когда отдохнете от фронта, соединяйтесь в двойки, в тройки, свяжитесь с районными организациями, с санитарными ячейками, ячейками охраны труда и отправляйтесь в новый поход. Вы окунетесь в самую гущу жизни и сейчас же встретите комнаты, наполненные тараканами, клопами, вшами. Они заедают детей, распространяют болезни, показывают всю ужасающую нашу отсталость. Надо пойти по рабочим районам и начать борьбу за чистоту, за опрятность, за грамотность!.. Надо организовать в рабочих кварталах такие добровольные организации, борющиеся за культуру, которые неустанно проводили бы в жизнь все требования культуры.

Комсомольцы буквально ошарашены этим ленинским поручением. Если бы им предложили произвести революцию на Луне, с улыбкой замечает управляющий Совнаркома, для них это было бы понятней... А Ильич терпеливо и настойчиво раскрывает перед самоотверженными юными бойцами поистине революционный характер нового похода за социалистический быт.

Из манифеста VI съезда РЛКСМ:

...Бороться за то, чтобы вырвать ИЗ-ПОД гнета вековых предрассудков каждую девушку – работницу и крестьянку, каждого юношу. А вырвав их из цепких лап прошлого – приобщать к строительству нового.

Какой бы доверительный разговор ни складывался у Владимира Ильича с молодыми коммунистами, каких бы ответственных задач ни ставил перед комсомолом, он никогда не отделяет, не обособляет передовой отряд от всего юношества. Наоборот. Быть коммунистом, – скажет он, – это значит организовывать и объединять все подрастающее поколение. Сколько помнит себя Владимир Ильич в переплете ключевых событий, обостряющихся ситуаций, постоянно приходилось ему подталкивать даже серьезных революционеров, жалующихся на недостаток помощников: идите к молодежи! В канун первой русской революции он прямо-таки бомбит из Женевы питерских организаторов письмами, начиненными взрывной энергией.

– Нужны молодые силы... В России людей тьма, надо только шире и смелее, смелее и шире, еще раз шире и еще раз смелее вербовать молодежь. не боясь ее...

Всякому организатору-практику Владимир Ильич стремится внушить ту истину, что готовеньких молодых бойцов, политически всесторонне зрелых, никакой боженька ему не пошлет. Самому надо их сорганизовать, завербовать из той среды, которая непосредственно вовлечена в решающие социальные процессы. И в революционизировании стихийной силы, в формировании политически «сырой» еще юной личности надо прежде всего опираться на университеты жизни, обучать самым наглядным образом на конкретных уроках происходящих событий. Мало того. Необходимо вовлекать молодежь в непосредственную революционную работу и воспитывать уже на практическом деле.

...Как-то зимним вечером в начале второго октябрьского года в райкоме партии на Красной Пресне раздается поздний звонок из Совнаркома. Владимиру Ильичу необходимо поговорить с кем-нибудь из руководителей. Е. Логинова, дежурившая в ту ночь, восемнадцатилетняя секретарь райкома комсомола, готова сбегать, разбудить кого надо. Но Ленин дает поручение именно ей:

– Возьмитесь-ка вот за какое дело: через два дня у вас должна быть беспартийная конференция... так вот – вам персонально поручается, чтобы члены Союза молодежи, кто постарше и посерьезнее, обошли все заводы, фабрики, мастерские, солдатские казармы и выявили бы с помощью партийных товарищей всех, кто чем-нибудь недоволен, ворчит на трудности. Каждому такому рабочему или красноармейцу вручить пригласительный билет. Об исполнении сообщите дежурному в Совнарком.

И вскоре Владимир Ильич появляется в Народном доме на Красной Пресне, выступает с докладом, после долго и обстоятельно отвечает на множество вопросов – говорит до тех пор, пока не просветлело в зале от воодушевленных лиц... Соприкоснувшись с одним лишь штрихом из широчайшей ленинской практики, молодой комсомольский вожак получает предметный урок конкретной работы с людьми, отчетливо понимает, как умело и настойчиво надо опрокидывать всяческие преграды, чтобы чувствовать себя своим человеком в народной гуще, знать все, влиять на всех.

Из манифеста VI съезда РЛКСМ:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены