Напутствие в дальнюю дорогу

Эдуард Долот| опубликовано в номере №1124, март 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Выходит, что образование преимущества не дает? Если можно «горбом пробиться»...

- Ну, как это не дает, напротив, огромные дает преимущества! То, что ветеран постиг за четверть века, современный образованный парень одолеет за какие - нибудь три - четыре года. И шагнет дальше, выше, таков уж закон: дети непременно обгоняют отцов, иначе не было бы прогресса. Но мы с вами говорим о том начальном этапе этого движения, когда молодой человек еще нуждается в опеке, когда ему. пока что нельзя доверить сложную работу. А у него же самолюбие... Он, предположим, обо всем на свете наслышан и потому мнит о себе чрезвычайно высоко. Как говорится, избыток амбиции при явной нехватке амуниции»

- Но в таком случае само присутствие наставника - это постоянное напоминание: ты птенец, ты беспомощен, тебе нет веры. Непрестанные удары по самолюбию.

- Не надо преувеличивать - ведь речь идет о подростках. При всей своей напускной гордыне они поначалу - то все - таки робеют на производстве и очень нуждаются в сильном, опытном покровителе. Но, конечно, наставник должен быть чутким, не проявлять высокомерия, не унижать достоинства своих подопечных.

- У вас, когда вы пришли на завод, был такой добрый покровитель?

- Был, никогда его не забуду. Андрей Петрович Власов, первый мой бригадир. Большой души человек и редкостной самоотверженности. Он не просто учил нас ремеслу, он из нас граждан воспитывал, сознательных борцов.

- Алексей Васильевич, замечено, что молодежь не очень - то любит всякого рода назидания, поучения да наставления. Между тем «наставник» - от слова «наставлять»...

- Добавьте еще, что обычно при словах «поучение» и «наставление» употребляют и эпитет пренебрежительный - «скучное», «нудное» и т. п. Право же, таких поучений да наставлений не только молодежь - их никто не любит. Но ведь наставлять можно и личным примером. Или, скажем, в откровенной беседе, в добром и честном споре...

- Один вопрос, касающийся, так сказать, технологии наставничества. Подросток находится на производстве шесть часов в день. Остальная часть суток, а кроме того, выходные и праздники - за пределами досягаемости наставника. Не этим ли объясняют неудачи, которые бывают же все - таки, наверное, у каждого воспитателя. Разве не было и у вас, что кто - нибудь из ваших учеников оказывался неисправимым лентяем, нарушителем дисциплины?

- Разумеется, неудачи бывают. Наставник - не чародей всесильный. К тому же (вы и в этом правы) наставник не бонна и не гувернер: он не может уследить за каждым шагом подростка. На ребят влияют, причем иногда отнюдь не благотворно, и семья, и улица, компания дворовых приятелей. Но мы знаем: основа человеческого характера формируется в труде, в общественно полезной деятельности, то есть на производстве. И именно в этой главной, я бы сказал, сфере действует наставник.

- Но все - таки не следует ли наставнику хоть как - то контролировать внезаводскую жизнь подростка?

- Если появились тревожные признаки... Конечно, нельзя сидеть сложа руки. Тут и на дом наведаешься, с родителями побеседуешь, возьмешь под наблюдение, с кем дружит, как проводит свободное время. Но все это с соблюдением чувства меры. Наставник не должен быть назойливым, подозрительным - иначе он роняет свой авторитет, теряет право на уважение.

- Сейчас много говорят и пишут о проблеме так называемых «трудных» подростков. Но ведь имеются и «нетрудные», причем, надо полагать, их большинство. Приходят на завод ребята из «благополучных» семей, «благополучных» школ. Они неплохо воспитаны - следовательно, обладают трудолюбием и настойчивостью, они активны, любознательны, оптимистичны. Словом, нормальные ребята... Обязательно ли прикреплять к каждому из них специального наставника? Ведь, возможно, они и сами, собственными усилиями сумеют преодолеть тот тягостный, как вы говорили, этап, когда знания уже есть, а сноровки еще мало.

- Видите ли, дело не только в том, что знания есть, а сноровки мало. Производство требует совершенно иного мировосприятия, нежели школа или даже профтехучилище. Тут должен произойти некий перелом... В школе ученику говорят: «Учеба - твоя работа». Оно вроде бы так и есть, это действительно работа, и трудная, если выполнять ее добросовестно. Но это работа, так сказать, на себя, общество ощутит ее результаты лишь когда - нибудь потом, в будущем. Вот иной раз сбегут ребята с урока - их ругают. Но как ругают! Себя, мол, обкрадываете, невеждами останетесь, если будете прогуливать. Ну, а на заводе спрос уже по другому счету. Прогульщик здесь не только себя, но прежде всего общество обкрадывает. Раз он включен в число производителей, значит, на его продукцию рассчитывают, ее где - то ждут. Производство - это цепочка. Вышел кто - то из строя - разрыв в цепи. Не вытянул, сколько полагалось по норме - опять - таки разрыв в цепи. Вот это сознание долга, высокой ответственности перед товарищами по труду. перед народом и государством приходит к подростку обычно не сразу. И привить его, это сознание, - задача наставника.

- В школе функцию наставника выполняет учитель. Дома - родители. В профтехучилище - мастера и преподаватели. И, наконец, на заводе - опять наставник. Не много ли? Говорят, у семи нянек...

- Много, мало... Не в том суть. Кто они, наставники подростка, - вот в чем вопрос. Что несут они в себе, какие качества души перейдут от них к младшему поколению! Зачастую напутствия, полученные в юности, остаются в нас на всю жизнь - тем важнее, чтоб это были верные напутствия, чтоб они указывали действительно верную дорогу. Вспоминаю сейчас свою школьную учительницу Наталью Николаевну Сосульникову - как умела она открыть нам подлинную красоту жизни! Как умела к каждому найти подход, каждого убедить... Вот хотя бы такой штрих: я не курю. А вырос на Андрониевке, это один из самых что ни на есть рабочих районов старой Москвы. У нас ребята очень рано начинали курить. И я было начал, да тут же и бросил. Наталья Николаевна убедила. Убедила и попросила, а ее просьба для меня законом была. Так всю жизнь и не курю. Невелико, конечно, достижение, но просто к слову пришлось: я хотел привести пример, как долговечны подчас бывают некоторые полученные в детстве или юности наставления.

- По правде говоря, мне кажется, в данном случае причина не столько в том, что вам повезло на учительницу, сколько в том, что ей повезло на ученика.

- Не знаю, не мне судить... Конечно, ученик ученику рознь, как и учитель учителю. Но таи или иначе у любого из нас найдется в памяти хотя бы один человек, которому хотелось подражать, который был достоин особенно высокой степени уважения. И потом, сколько бы ни прошло лет, это уважение всегда остается своего рода кирпичиком в фундаменте характера.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены